Смартфон в школе – «за» и «против»

Современный ребенок не расстается с гаджетом даже на уроке

09.07.2019 в 11:05, просмотров: 452

Мобильный телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни, современным детям уже даже сложно поверить, что когда-то телефоны были только стационарными и уж точно не персональными.

Смартфон в школе – «за» и «против»
Телефоны отвлекают детей от учебы, с этим спорить невозможно. Фото: digitaltrends.com.

У детей школьного возраста и подростков наблюдается так называемая детская зависимость от гаджетов. Современный ребенок практически все свое время проводит с телефоном в руках, даже на уроке. Многие родители задаются вопросом – а нужно ли разрешать школьнику носить на занятия мобильный телефон?

Личные телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться – такого мнения придерживаются 83% россиян, принявших участие в опросе ВЦИОМ в сентябре 2018 года. Согласно опубликованным данным, абсолютное большинство наших сограждан уверены, что в случае запрета на использование гаджетов во время школьных занятий, успеваемость школьников резко возрастет.

Три четверти опрошенных (73%) поддерживают идею о запрете использования смартфонов и других гаджетов во время занятий. По мнению 69% наших сограждан, благодаря подобным ограничениям использования электронных гаджетов в школах, дети станут лучше учиться. Две трети респондентов (69%) считают, что данный запрет должен распространяться на школьников всех возрастов. Примечательно, что запрет телефонов на уроках одинаково поддерживают как родители школьников (73%), так и те, у кого нет детей школьного возраста (74%).

Доводы «за»

Главный довод, который приводят защитники мобильных телефонов – это безопасность и возможность получить помощь в чрезвычайной ситуации: вызывать скорую помощь и пожарных, позвонить родителям и друзьям в случае неприятностей. К тому же, функции видео- и фотосъемки, уже обязательные практически для любого телефона, в последние годы значительно усилили контроль за поведением должностных лиц и самих учеников.

Но самое главное для родителей – это, конечно же, постоянная связь с ребенком. В любую минуту родители могут набрать номер своего чада и узнать, где же оно и что с ним. Дети с проблемами здоровья, имея под рукой сотовый телефон, могут вызвать медицинскую помощь или родителей в случае необходимости. Есть у сотового телефона и вполне практические функции: калькулятор, календарь, фонарик.

Доводы «против»

Мир ребёнка сейчас часто сужен гаджетами, у него пропадает потребность выходить на улицу, не появляется опыта общения. Выходит, мы растим своего рода виртуальных аутистов – отрезанных от внешнего мира людей. Мобильник ограничивает способности ребёнка к адаптации и общению. Может возникнуть зависимость от мобильника. Ребёнку кажется, что без телефона он уже не так интересен своим друзьям, что его значимость в их глазах падает.

Телефоны отвлекают детей от учебы, с этим спорить невозможно. Школьники используют телефоны в самых разных, зачастую неблаговидных целях – видеокамеры на телефонах являются элементарным источником опасности для школьников. Серьезно. Не будь видеокамер, драк и унижений «на публику», позерства «смотрите, как я могу», было бы меньше. А так новостные ленты нашего региона пестрят сообщениями о снятых на видео детских драках: такие случаи зафиксированы в Минеральных Водах, Невинномысске, Георгиевском городском округе и других населенных пунктах Ставропольского края.

Списывание на экзаменах и контрольных, распространение слухов, жестокие розыгрыши, игрушки на мобильных телефонах и порнография! Вот далеко не полный перечень проблем, которые сопутствуют использованию школьниками телефона. «Гаджет» не только мешает учиться, но и может сделать ребенка жертвой телефонного мошенничества. Дети доверчивы, и аферистам легко расположить их к себе и обмануть. Нельзя забывать и о том, что наличие у детей дорогой электроники является дополнительным фактором риска кражи, тем более, что дети любят хвастаться своими мобильниками. Практически каждые сутки в крае совершается несколько преступлений, связанных с хищением мобильных телефонов у несовершеннолетних. В данном случае гаджет – средство провокации. И чем она может закончиться – неизвестно.

Телефон как тест

Как считают психологи, телефон – это тест на родительскую «профпригодность». Мобильник является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребёнок, получив телефон, пользуется им так, как этого ожидают родители, они могут сказать, что воспитали устойчивого к рискам человека. Такой ребёнок не будет хвастаться перед друзьями, говорить по нему часами, транжиря родительские деньги, не будет требовать самого «навороченного» телефона, понимая, что семье это не по карману.

Если ребёнок доверительно общается с родителями, которые всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, создают условия для его увлечений: занятий спортом, творчеством и т.д., у него не будет необходимости использовать телефон для «борьбы» с одиночеством. Если подросток знает цену деньгам, знает, как строится семейный бюджет, у него есть опыт зарабатывания денег, то и отношение к телефону и его использованию будет разумным.

Несколько правил, чтобы обезопасить ребёнка от преступных деяний, цель которых – получить его телефон:

– не провоцировать преступников, не носить телефон на шнурке на шее, такие трубки легко срезают, особенно в транспорте;

– не хвастать телефоном перед знакомыми и незнакомыми;

– не разговаривать по телефону на улице вечером.

Учёные утверждают: мобильный телефон для детей и подростков опасен не меньше сигарет. Сотовая трубка – источник электромагнитного излучения (схожего с тем, которое разогревает котлеты в микроволновке, только слабее). И хотя все сотовые выпускаются с соответствующими сертификатами, учитывающими параметры и нормы, принятые Всемирной организацией здравоохранения, сомнения в их безвредности остаются.

В некоторых странах мира: США, Франции, Греции, Таджикистане, Азербайджане и ряде других, детям и подросткам запрещено пользоваться мобильными телефонами и смартфонами в школах. Как правило, ученикам разрешается приносить телефоны в школу, но нельзя доставать их из портфеля, разговаривать по сотовой связи, а также фотографировать и вести аудио- и видеозапись. За соблюдением правил следят преподаватели, а за нарушение ученикам грозят замечания и строгие дисциплинарные взыскания – например, за использование телефона в качестве шпаргалки во время экзаменов.

В России такого запрета нет. Может ли он появиться, и нужен ли он? Как свидетельствуют эксперты, в нашей стране пока только лишь формируется «телефонная» культура. Телефон до сих пор считается предметом роскоши. Но некоторые родители размышляют: «А чего он будет с кнопочной дешевкой ходить? Надо, как у всех, или лучше, чем у всех» – и покупают второкласснику телефон в кредит за 20 тысяч.

Некоторые родители, прочитав этот текст, скажут – у нас не так, а телефон ребенку нужен, чтобы он всегда мог связаться с нами. И это нормально. Но почему большинство так не считает? Почему телефон для ребенка – это, прежде всего, игрушка и только потом средство связи?

Электронные сигареты – вредная зависимость

Еще один современный «бич» – так называемая культура парения, или «вейпинг», который стал одним из самых популярных веяний в молодежной среде. Что это – опасное увлечение или невинное хобби?

На фоне борьбы с табакокурением электронные сигареты завоевывают все большую популярность. Производители утверждают, что их детище – безвредно и один из самых эффективных способов бросить курить. Основной рекламный посыл звучит так: «Вы можете курить, где угодно!».

Действительно, поскольку электронные сигареты не выделяют  табачный дым, при их помощи легко обойти запрет на курение в общественных местах. Правда, про содержащийся в них никотин производители нередко скромно умалчивают, вводя потенциального покупателя в заблуждение по поводу полной безопасности своего продукта.

В последнее время все чаще к курению электронных сигарет приобщаются подростки и молодые люди, которые считают это безвредным для здоровья. В молодёжной среде стали формироваться отдельные течения под названием «вейпинг». Открываются даже «вейп-шопы» по продаже электронных сигарет. Они выглядят очень современно, поэтому подростку, который курит или нет, так легко поверить активной пропаганде того, что они являются безопасной альтернативой курению. К сожалению, это не так: электронные сигареты – это еще один способ впустить никотин – наркотик, вызывающий сильную зависимость, в свой организм.

Курение электронных сигарет позиционируется, как способ помочь курильщикам бросить курить, но вот доказательств их эффективности на этом поприще так и нет. Напротив, выяснилось, что они представляют опасность для здоровья и не только активных курильщиков, но и пассивных курильщиков, дышащих чужим паром. Причем природный никотин табака в «электронках» заменен на химический, что еще вреднее.

Подростки, которые курят электронные сигареты, имеют большую вероятность остаться курильщиками в будущем!

Сегодня электронные сигареты настолько популярны среди подростков, что курящие дети-вейперы встречаются практически на каждом шагу. Поэтому ученые с новой силой принялись изучать влияние электронных сигарет на здоровье. Выяснилось, что, когда подросток использует электронную сигарету, вдыхаемый им химический никотин вызывает привыкание, а в высоких дозах он еще и крайне токсичен.

Согласно данным ВОЗ, клинические испытания по изучению воздействия электронных сигарет на здоровье человека ещё не завершены. В связи с этим их продажу запрещают в Австралии, Греции, других странах Европы, не найти электронных сигарет, и в Америке.

До сих пор нет четких стандартов по жидкости для электронных сигарет. Департаментом США по контролю качества пищевых продуктов и лекарств в картриджах электронных сигарет обнаружен диэтиленгликоль и нитрозамин. Первый входит в состав антифриза, второй – сильный канцероген. И это позволяет отнести подобные заменители сигарет к опасным продуктам.

Электронные сигареты можно курить везде (в метро, в офисе и т.д.) и без ограничений, поэтому быстро растёт суточная доза потребляемого никотина, что способствует прогрессированию табачной зависимости.

В интернете выложено много рекламных роликов, в которых даются советы, как самостоятельно приготовить жидкость для электронных сигарет (компоненты можно приобретать от аптек до хозяйственных супермаркетов), что провоцирует интерес несовершеннолетних и может повлечь попадание в жидкость веществ, обладающих психотропным, а зачастую наркотическим эффектом.

Подростки очень сильно подвержены воздействию рекламы электронных сигарет, поскольку этот товар хорошо раскручен и моден. Цена также играет свою роль, хотя не гарантирует безвредности. Внимание привлекает и разнообразие наполнителей для электронной сигареты с разными вкусами и ароматами. Чем больше раскручивают изделие, тем больше оно на виду, а значит – тем более желанно для современных молодых людей. Плюс ко всему производители не стоят на месте, выдумывая все более новые и интересные модели, которые тут же хочется опробовать, что способствует расширению их использования.

Юность – время экспериментов, которые не всегда полезны. Подростки часто «играются» с психоактивными веществами, в том числе и с электронными сигаретами. Парение для многих стало не просто альтернативой табакокурению, а образом жизни. Подростки быстро включились в процесс: молодежь парит на улицах, в барах и кафе, и даже в школах.

Психологи советуют родителям не подавать детям пример электронного парения и не оставлять электронные сигареты на видных местах, и уж тем более не поддаваться на просьбы ребенка о покупке вейпа. Если родители узнали о том, что ребенок попробовал электронную сигарету, нужно серьезно пообщаться с ним, раскрыв все опасности такого увлечения.

Лучшая профилактика электронного парения – это предупреждение ребенка о возможных последствиях и собственный положительный пример.

Единственный способ предотвратить увлечение парением – не допустить, чтобы у ребенка даже возникло желание попробовать. Альтернативы «вейпингу» – спорт, творчество, интересный совместный досуг. Тогда у него просто не останется ни времени, ни желания идти в ногу с вредной модой.