Установка приборов учета является выгодной инвестицией

Лицевых счетов, «не привязанных» к действующим приборам учета, становится меньше

Квартирные приборы учета электроэнергии, воды и газа уже давно вошли в обиход. Но в этом году тема получила особое звучание в свете ряда федеральных инициатив и обсуждений. При том, что кардинальных корректировок действующих правил и принципов пока не принято, пристальное внимание прессы к этой теме могло ввести потребителей в заблуждение. Ряд вопросов, связанных с оплатой коммунальных ресурсов по показаниям приборов учета, мы обсудили с руководителем Ставропольского городского расчетного центра Светланой Фоминой.

Лицевых счетов, «не привязанных» к действующим приборам учета, становится меньше
Фото: pixabay.com

– Светлана Васильевна, как жители краевого центра предпочитают рассчитываться за коммунальные услуги: по факту или нормативам? То есть насколько оприборенным можно назвать Ставрополь?

– В последние годы наблюдаем положительные тенденции. Лицевых счетов, «не привязанных» к действующим приборам учета, становится меньше. Не исключаю, что в числе прочего роль сыграло введение поправочных коэффициентов в 2016 году: за электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение пришлось платить больше тем, чье жилье оставалось без счетчиков. Это стало своеобразным толчком для многих, чтобы реально просчитать затраты и понять, что установка приборов учета ресурсов является выгодной инвестицией.

Так, на начало минувшего июня СГРЦ осуществлял начисления платы за коммунальные ресурсы по 187,6 тыс. лицевых счетов, за которыми числятся почти 225 тыс. индивидуальных приборов учета. На этом фоне цифра в 6969 лицевых счетов выглядит скромно – по ним расчет платы выполняется исходя из нормативов потребления с учетом упомянутого повышающего коэффициента. В основном, речь идет об отсутствии приборов учета потребления холодной воды, таковыми еще не оборудованы около 5,8 тыс. квартир. И примерно в тысяче квартир Ставрополя нет счетчиков электроэнергии.

– В этом году много говорится об избавлении собственников жилья от обязанности поверять счетчики и следить за их работоспособностью. Давайте обозначим, кто на данном этапе все же несет ответственность?

– Сейчас ответ лишь один: собственник помещения. Не нужно забывать, что действующее законодательство накладывает ряд обязательств не только на поставщика коммунальных услуг, но и на потребителя. Они прописаны в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 в последней редакции от 22.05.2019г.).

Там мы читаем, что потребитель обязан использовать коллективные и индивидуальные приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку. При этом за собственником установлена обязанность по оснащению счетчиками жилого или нежилого помещения, ввод их в эксплуатацию, надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена. И если говорить, в частности, о поверке счетчиков, то за ее проведение он несет полную ответственность.

В свою очередь исполнители услуг обязаны проводить проверки состояния индивидуальных приборов учета, а также факта их наличия или отсутствия. Кроме того, в их компетенции – контроль достоверности предоставляемых потребителями показаний. Соответственно, напрасно в адрес поставщиков ресурсов, управляющих компаний, ТСЖ, а то и СГРЦ звучат претензии о том, что собственника якобы должны были предупредить об истекающих сроках эксплуатации счетчиков или даже хранить техдокументацию на его приборы.

– Как я понимаю, эти споры теряют актуальность при автоматизации процесса снятия показаний приборов учета, что сейчас широко обсуждается.

– Да, в рамках развернутого в стране нацпроекта по цифровизации немаловажное значение отводится именно сфере ЖКХ. Мировой опыт подтвердил, интеллектуальные счетчики являются хоть и не дешевой, но намного более качественной альтернативой традиционным приборам учета. «Умная» система, в которую включены все участники процесса, несомненно, позволяет сделать расчеты за ресурсы прозрачными: как между исполнителем коммунальных услуг и потребителем, так и между управляющей организацией и РСО. Каждая из сторон имеет возможность отслеживать показания приборов учета и видеть реальные объемы потребления. Помимо полной объективности, цифровизация предотвратит такое явление, как хищение ресурсов. При автоматическом сборе показаний потребители не могут повлиять на данные об объеме потребления, занизить их, тем самым увеличив объем коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома. Как правило, при этом потребление ресурсов на содержание общего имущества стремится к нулю: соответственно, легко и оперативно вычисляются утечки.

В жилом фонде Ставрополя пока нет примеров полноценного внедрения «умных систем». Но как мы знаем, в стране действуют пилотные территории, их опыт впоследствии планируется широко применять. По факту сегодня дискуссии упираются не в целесообразность применения современных цифровых решений, а в вопрос о том, кто будет платить за новации, особенно в старом жилфонде. Ведь затратным является не только сама установка интеллектуальных счетчиков, но и их последующее обслуживание.

Ну а пока остается в очередной раз напомнить, что при наличии индивидуальных приборов учета их показания нужно снимать и передавать исполнителю коммунальных услуг для расчетов ежемесячно – строго в отведенные даты. Если же вы не передали данные вовремя, либо приборы учета, которыми оснащено ваше жилье, вышли из строя (таковыми они считаются, когда истек межповерочный интервал), то расчеты не будут соответствовать факту реального потребления вашей семьей, например, электроэнергии или воды. Так как будут применяться альтернативные методы определения объемов потребления.

По Ставрополю мы видим такую картину. На 1 июня СГРЦ не получил информацию о показаниях  приборов учета за срок от 1 до 3 месяцев по 52,8 тыс. индивидуальных приборов учета.

– СГРЦ все же прилагает усилия, чтобы приборы учета обслуживались и обновлялись, так?

– Мы всегда были нацелены на повышение точности, оперативности и прозрачности начисления платы за услуги ЖКХ. Понимаю, что даты поверки приборов учета – это совсем не то, что люди специально запоминают или же регулярно проверяют, да и документация на них зачастую теряется. Но вместе с тем пропуск очередной поверки или срока замены квартирных счетчиков может заметно повлиять на суммы начислений оплаты за коммунальную услугу – они могут увеличиться в связи с переходом в таких случаях на расчеты по нормативам потребления, ко многим из которых применяются повышающие коэффициенты. Это по понятным причинам вызывает недовольство потребителей. Поэтому нами ведется база данных по индивидуальным приборам учета, по которым получена информация от исполнителей коммунальных услуг или самих собственников.

И у пользователей личного кабинета на нашем сайте сейчас есть возможность не только в реальном времени отслеживать осуществление ими расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Там также указаны даты поверки приборов учета. Поэтому обратите внимание, если такая информация отсутствует в личном кабинете или она не актуальна, то вопрос следует прояснить в управляющей компании, которая могла не передать в СГРЦ сведения о приборах учета в вашей квартире.

К слову, такие же возможности есть и у пользователей нашего мобильного приложения, которое было запущено весной этого года.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 10 июля 2019

Заголовок в газете: Коммунальные ресурсы любят счет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру