Как защитить детей от негативной информации и интернет-зависимости?

Советы для родителей

23.07.2019 в 14:03, просмотров: 389

Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Многообразие ресурсов «всемирной паутины» делают ее в том числе и источником угрозы для молодых душ.

Как защитить детей от негативной информации и интернет-зависимости?
Ребенку необходимо ежедневно показывать, что помимо виртуальной, есть реальная, насыщенная и интересная жизнь. Фото: img-s2.onedio.com.

Где таится опасность?

Любой постоянный пользователь интернета может стать жертвой агрессии, преследования, оказаться вовлеченным в деструктивную группу или оказаться жертвой мошенника. В силу личностной незрелости подростки оказываются особенно уязвимыми к неблагоприятному воздействию сети.

Дело в том, что подросток находится на пути к взрослости и решает внутреннюю задачу формирования представления о себе, как самостоятельном человеке, имеющем свое мировоззрение, вкусы и ценности, понимающем какие поступки им могут совершаться. Подросток задается вопросами: «Кто я такой?», «Такой ли я человек, которого будут уважать?» Незавершенный процесс формирования идентичности приводит к череде идентификаций и контридентификаций («я такой же, как…», «я совсем не такой, как…»). Для ответа на вопрос: «Кто я такой?», подросток нередко ведет себя вызывающе, провоцируя окружающих, потому что для узнавания самого себя он нуждается в обратной связи.

Исходя из этого, можно понять, почему интернет так манит именно юных. Посещая тематические сайты, вступая в группы и сообщества, подросток контактирует с незнакомыми людьми в поисках своей идентичности. В социальных сетях он высказывает свое мнение, демонстрирует интересы и вкусы. Экспериментирующий подросток ищет «взрослые» интернет-ресурсы (зачастую запретные), что может сделать пребывание для него во «всемирной паутине» рискованным.

Подростки, общающиеся в интернете, становятся жертвами буллинга, подвергаясь с сети оскорблениям (часто критике своего внешнего вида) или совращению. Еще одна опасность в интернете (как, впрочем, и «в реале») – попадание в опасные компании. Например, худеющие девушки ищут сообщества с соответствующими советами и оказываются в группах больных анорексией, где получают нужную им информацию: как худеть и скрывать это от окружающих.

Депрессивные подростки тоже находят друг друга в группах. Если они не чувствуют поддержки и понимания в своем ближайшем окружении, то могут искать тех, кто их поймет, в интернете. И здесь есть риск, что ребята попадут в группу, полную рассуждений о том, что жизнь – страдание, и рассказами о самоубийстве. В группе людей со сходными переживаниями, эмоциональные состояния суммируются, достигают высокой интенсивности и могут приводить к попыткам суицида. Тем более, что низкая переносимость трудностей повседневной жизни и уход от реального общения относятся к числу характеристик зависимых, в том числе от интернета.

Кибербуллинг – группа риска

Пользование интернетом несет в себе некоторые риски, которые можно объединить в четыре основные группы.

Первая группа – это контентные риски: материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы), содержащие насилие, порнографию, нецензурную лексику, пропаганду наркотических веществ и т.д. Столкнуться с ними можно везде: сайты, социальные сети, блоги, видеохостинги.

Вторая группа – коммуникационные риски, они связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других пользователей, обрести опасные контакты, подвергнуться «киберпреследованию». Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры, социальные сети, форумы и т. д.

Даже если большинство пользователей существующих чат-систем (веб-чатов или IRC) обладают добрыми намерениями, имеет место, к сожалению, растущее число людей, использующих эти беседы со злым умыслом. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие, как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в интернете и др. В других случаях они могут оказаться педофилами в поисках жертвы. Выдавая себя за сверстника и устанавливая дружеские отношения с ребенком, они выведывают о нем много информации и понуждают к личной встрече.

Злоумышленник нередко общается в интернете с ребенком, выдавая себя за ровесника либо ребенка немного старше. Он знакомится в чате, на форуме или в социальной сети с жертвой, пытается установить дружеские отношения и перейти на личную переписку. Общаясь лично («в привате»), он входит в доверие к ребенку, пытается узнать номер мобильного и договориться о встрече.

Треть детей, встречавшихся с незнакомцами из интернета, довольно активны в поиске новых друзей в сети: за последний год они познакомились как минимум с пятью людьми. Причем большинство этих новых знакомых никак не связаны с реальным кругом общения ребенка. Каждый третий ребенок из тех, кто ходил на личные встречи, пережил негативный опыт разочарования.

Большинство этих детей рассказывали о том, что собирались на встречу и даже брали с собой сопровождающего. Но чаще всего это были их сверстники, только каждый десятый ребенок говорил взрослым о том, что идет на встречу с интернет-знакомым, и единицы брали с собой взрослого.

Подавляющая часть детей не знает, как поступать, если на встрече с интернет-знакомым произошло что-то плохое.

Если ребенок стал жертвой кибербуллинга, то ему очень страшно об этом рассказать взрослым. Зачастую дети считают, что старшие не сумеют решить такую проблему или не воспримут ее всерьез. Или сделают только хуже.

Кибербуллинг опасен не меньше, чем издевательства «в реале». И затрагивает эта проблема не только непосредственных участников – детей и подростков, но и взрослых, которые могут помогать своим детям в таких ситуациях, а также предотвращать их. Некоторые ребята, ставшие жертвами кибербуллинга, не выдержав психологического удара, прощались с жизнью.

– К сожалению, кибербуллинг – очень распространенное явление среди российских подростков, – отмечает педагог-психолог «Краевого психологического центра» Анна Левченко. – Каждый пятый ребенок может признать, что подвергался буллингу онлайн или в реальной жизни. И это беда не только России, она распространена во всем мире.

Оказаться жертвой намного проще, чем кажется. Каждый участник той или иной социальной сети может признаться, что, хотя бы один раз ему приходило непристойное предложение от неизвестного человека. Это беда не только социальных сетей. На любом популярном форуме, в блоговом сообществе и чате появляются такие участники, которые хамят и оскорбляют других участников.

Третья группа – электронные (кибер-) риски, которые могут привести к хищению персональной информации, к вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке и т. д.

Четвертая группа – потребительские риски, в т.ч. злоупотребление в сети правами потребителя.

Как помочь детям, попавшим по влияние интернет-зла?

К сожалению, мало кто из детей пытается предпринять какие-либо действия, чтобы выйти из-под этого влияния. Половина детей обращается за поддержкой чаще всего к друзьям. Взрослые – родители и учителя, должны подготовить детей к тому, как нужно вести себя с людьми, с которыми они знакомятся в интернете. При этом, родители возлагают большие надежды в вопросе противодействия рискам интернета на учителей и на школу. Отвечая на вопрос: «Что должна делать школа по вопросам пользования интернетом детьми?», значительная часть родителей считает, что в школе детей должны информировать (42%) и обучать навыкам безопасного пользования интернетом (38%). Каждый пятый родитель хотел бы, чтобы и его также информировали в школе об интернет-угрозах и правилах, позволяющих безопасно пользоваться детям интернетом.

Важно научить юных пользователей сети внимательно относиться ко всему, что они сами размещают о себе во «всемирной паутине». В различных интернет-сервисах можно включить специальные настройки приватности и делиться определенной информацией с ограниченным кругом лиц, а сервисы автоматического определения местоположения, о которых шла речь выше, можно в принципе отключить (родителям это желательно сделать на мобильных устройствах ребенка).

Важно объяснить детям, насколько необходимо оставлять определенную информацию за пределами социальных сетей: например, не делать «чекинов» в каждой точке маршрута в течение дня или не сообщать в социальной сети, что вся семья уехала в отпуск на несколько месяцев, оставив пустой квартиру. В отличие от взрослых, современные подростки настолько привыкли открыто делиться информацией в социальном пространстве, что не всегда понимают, что в определенных случаях следуют соблюдать осторожность и элементарную бдительность.

Что нужно знать родителям, чтобы защитить детей от негативной информации, а также от интернет-зависимости

1. Время пребывания ребенка за компьютером должно быть фиксированным. Врачи рекомендуют находиться за компьютером не более 30-35 минут в день, если ребенку 6-7 лет, и не более 40-45 минут для детей с 8 лет и подростков.

2. Используйте надежные пароли для всех учетных записей и устройств. Также объясните ребенку, что ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать пароли даже близкому другу. Если такое произошло, необходимо сменить пароль.

3. Объясняйте ребенку, что важно советоваться с вами перед размещением какой-либо информации о себе, своих родных, увлечениях и т.д. средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

4. Объясняйте ребенку, что не стоит загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия. Потому что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

5. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в интернете, о том, чем они заняты, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди знакомы.

6. Объясняйте ребенку, что важно сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом. Необходимо сформировать у детей понимание, что они в безопасности, если сами рассказали вам о том, с чем они столкнулись в интернете, угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

7. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые чаще всего посещают подростки.

8. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для распространения сплетен или угроз другим людям.

9. Пользуйтесь интернет-фильтрами, которые предназначены для блокировки сайтов, потенциально опасных для здоровья и психики детей и подростков и др.

Куда можно обратиться в Ставрополе за помощью, если ребенок стал жертвой негативной информации из интернета, в т.ч. попал в интернет-зависимость.

В 2016 году на базе ГБОУ «Краевой психологический центр» (ул. Мира, 285, тел.: (8652) 99-23-52) открыт кризисный центр по оказанию экстренной психологической помощи детям. Организована работа мобильной бригады по психолого-педагогическому сопровождению образовательных организаций края в ситуации критического инцидента (детский суицид, попытки суицида, насилие и жестокое обращение в отношении детей).

В Центре работает Детский телефон доверия с общероссийским номером 8-800-2000-122.

Кроме этого, в Центре проводится консультирование по вопросам зависимостей (психологи, врачи, круглосуточно, бесплатно) по телефону 8-800-200-02-00.

Можно также воспользоваться услугами кабинета онлайн консультирования «ProPsyTeen», где у пользователей есть возможность задать вопросы профессиональным психологам и психотерапевтам: www.propsyteen.ru.

И самое главное! Нельзя забывать о том, что лучший способ защиты детей – правильное воспитание. Все, чему вы учите своего ребенка, необходимо подкреплять собственным примером. Ограничивать время пребывания ребенка за компьютером, а себе позволять постоянно сидеть за компьютером «потому что я взрослый, и мне можно», недопустимо! Ребенку необходимо ежедневно показывать, что помимо виртуальной, есть реальная, насыщенная и интересная жизнь, увлекать ребенка.

Но для этого нужно заслужить доверие ребенка. А это ежедневный труд, зачастую в ущерб тому, чем бы хотелось заняться взрослому, в ущерб своему личному времени. Но без этого, результата достичь крайне тяжело.

Справка «МК»

Буллинг (англ. bullying) – агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно в среде школьников и студентов) со стороны другого члена коллектива.