В Ставропольском университете готовят «штучных» специалистов-медиков

Молодежь приобщается к профессии еще до поступления в вуз

В августе нынешнего года Президент РФ Владимир Путин заявил, что первичное звено здравоохранения нуждается в укреплении. Он отметил, что нам не удастся снизить число инфарктов и инсультов, если люди не смогут в полной мере получать качественную амбулаторно-поликлиническую помощь. В ближайшее время правительство разработает концепт модернизации этого сегмента отрасли, и программа, надо полагать, в первую очередь будет направлена на устранение кадрового дефицита.

Молодежь приобщается к профессии еще до поступления в вуз
Ректор СтГМУ В.И. Кошель и проректор А.Б. Ходжаян приветствуют будущих медиков. Фото: СтГМУ.

Между тем, определенный наплыв сотрудников в государственные поликлиники отчасти уже обеспечил перемены в профессиональном высшем образовании – с отменой интернатуры эта альтернатива для многих выпускников медвузов стала ближе, чем поступление в ординатуру, требующую большего объема компетенций и усилий в целом. Но не оголятся ли тем самым второй, третий уровни системы оказания медпомощи? Ведь врачей в моно- и многопрофильных больницах, диспансерах, стационарах, увы, тоже не хватает.

Паритет количества и качества

В регионах стараются выстраивать необходимый баланс, опираясь, прежде всего, на медицинские учебные учреждения. На Ставрополье, например, в этих целях для ключевого «поставщика» квалифицированных молодых медиков – СтГМУ – минздрав РФ в нынешнем году увеличил количество мест в ординатуру почти вдвое. Сделано это для удовлетворения потребностей медицинских организаций края в конкретных специалистах: акушерах, онкологах, кардиологах и др. При этом ежегодно вуз наращивает и целевой прием абитуриентов.

Но здесь важны даже не столько цифры, не механический прирост числа выпускников, сколько их потенциал, внутреннее наполнение – профессиональное и личностное. Ведь сегодня многие серьезные лечебные учреждения, даже несмотря на ощутимый кадровый голод, весьма щепетильно и избирательно подходят к формированию штата, тем более посредством совсем еще «зеленых» вчерашних дипломников. И поликлиникам, и больницам очень нужны сотрудники «штучного» формата, владеющие одновременно универсальным и уникальным набором знаний и навыков.

На подготовку именно таких специалистов, отметим, ориентирован Ставропольский медуниверситет, в котором к тому же система образования постоянно совершенствуется, выходит на новые горизонты, созвучные растущим запросам практического здравоохранения.

Эффект индивидуализации

Готовить высококвалифицированных врачей в СтГМУ стремятся посредством различных механизмов и подходов, но наиболее эффективным инструментом для этого призвана стать одна из свежих инноваций медуниверситета – внедрение так называемой индивидуальной образовательной траектории (ИОТ). Данный вид обучения студентов в той или иной степени используется в работе ведущих медицинских вузов страны, а на Северном Кавказе СтГМУ можно назвать в этом плане первопроходцем.

– Такой формат – логичный отклик на социальный заказ в отечественном здравоохранении, которому требуются квалифицированные специалисты не только в количественном выражении, но и в качественном, – рассказывает проректор по учебной деятельности СтГМУ, доктор медицинских наук Анна Ходжаян. – Сегодня наряду с актуальной задачей по увеличению числа выпускников медвузов крайне важно, чтобы они обладали широким набором компетенций. Чтобы приносили как можно больше пользы своим пациентам, были всесторонне подкованы и конкурентоспособны на рынке труда. Формировать подобный образ современного врача и помогает персональная траектория обучения.

Перспективная надстройка

Анна Борисовна поясняет, что ИОТ – это своего рода гибкая надстройка над программным материалом. То есть студент волен выбрать дополнительные образовательные услуги по будущей специальности – от участия в профильных научных кружках, симпозиумах, олимпиадах разного уровня до изучения смежных и углубленных дисциплин и персонального общения с конкретным наставником из среды преподавательского состава СтГМУ, выбора своего академического консультанта.

В данной системе, между тем, студент может не только на порядок обогатиться добавочными знаниями, пополняя личное портфолио, но и существенно облегчить для себя аттестационный процесс. В СтГМУ уже давно практикуется кредитный балльно-рейтинговый механизм, успешно выполняющий мотивирующую, состязательную и контролирующую функции, поскольку позволяет полноценно отслеживать динамику учебного прогресса каждого студента еще с первого курса. Этот сводный показатель учитывается в ходе сессий: чем он выше, тем больше шансов на то, что какой-нибудь забытый из-за волнения на экзамене или зачете термин не повлияет негативно на отметку.

Балльные таблицы при этом – публичны, результаты на всех этапах размещаются на сайте вуза и специальных стендах, т.е. они доступны для обозрения всем, включая родителей студентов. Таким образом обеспечиваются прозрачность и объективность этой оценочной системы.

От «Асклепия» до «Энигмы»

Среди студентов СтГМУ много победителей конкурсов и олимпиад. Достаточно сказать, что в прошлом году ребята заняли первое место на межвузовской олимпиаде «Виртуозы педиатрии», прошедшей под эгидой одного из признанных флагманов российского образования – Сеченовского университета. Ставропольским студентам-медикам удалось блестяще обойти в непростых состязаниях 25 команд-соперников из сильнейших вузов страны.

И это лишь один из множества красноречивых примеров лидерства студентов СтГМУ в подобных серьезных мероприятиях. Ежегодно они участвуют в трех десятках олимпиад, в большинстве из них занимая ведущие позиции.

Высоких результатов на олимпиадах традиционно добиваются будущие хирурги, обучающиеся в СтГМУ. Что неудивительно, ведь в университете есть все условия для их усиленной подготовки и развития, в чем огромную роль играет хирургическое общество «Enigma», созданное на базе кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Инициаторами стали студенты вуза, участвовавшие во всероссийской олимпиаде по хирургии им. академика М.И. Перельмана. Теперь под эгидой «Enigma» в вузе проводятся лекции и мастер-классы на кадаверном материале и симуляторах по хирургической урологии, трансплантологии, сердечно-сосудистой, абдоминальной, пластической, экстренной хирургии и др. Эту деятельность курируют ведущие хирурги-клиницисты Ставрополья и преподаватели СтГМУ, а участвуют в ней студенты, стремящиеся развить клиническое мышление, постичь хирургическое мастерство, и ординаторы – для отработки техники.

Из числа лучших студентов СтГМУ формируются и команды участников «Асклепия» – уникальной ежегодной олимпиады по оказанию первой и неотложной помощи, которую медуниверситет проводит с 2013 года, объединяя студентов ведущих российских и зарубежных медицинских вузов.

Олимпийцы отрабатывают навыки в реалистичных «полевых» условиях, при этом сценарий клинической ситуации им заранее не известен: подробности программы организаторы держат в строгом секрете. Имитация теракта, захвата заложников, пожара, бытовых травм, ДТП – все эти и другие смоделированные чрезвычайные ситуации застают ребят врасплох, и они должны тут же сориентироваться, сплотиться, чтобы качественно и быстро оказать необходимую помощь «пострадавшим».

Харизма главврача как стимул роста

Разработать индивидуальный образовательный маршрут желающим студентам помогают сотрудники вуза. Кстати, как правило, те, кто выбирает для себя этот путь, впоследствии отличаются и при защите обязательных для всех выпускных квалификационных работ. Анна Ходжаян подчеркивает, что некоторые из них настолько высокого уровня, что вполне могут затем перерасти в диссертационное исследование.

При этом, отмечает Анна Борисовна, к старшим курсам уже можно понять, кто из ребят выберет для себя науку, а кто станет практикующим врачом. В последнем направлении индивидуальная траектория обучения позволяет тоже довольно четко «вырисовать» личные перспективы того или иного будущего медика даже раньше обычного.

– С нынешнего года мы хотим передвинуть временной период тесного и точечного знакомства наших студентов с практическим звеном здравоохранения, – говорит Анна Ходжаян. – Эту идею предложил ректор университета Владимир Иванович Кошель. Он считает, что студентам СтГМУ необходимо погружаться в работу ведущих медучреждений края еще с 4 курса – ректором были достигнуты предварительные договоренности по данному вопросу с министром здравоохранения Ставрополья Виктором Николаевичем Мажаровым. Руководители ЛПУ, кстати, регулярно участвуют в наших ярмарках вакансий, где рассказывают об условиях и специфике работы, потребностях в кадрах в возглавляемых ими больницах и диспансерах. Теперь же под патронажем главврачей ребята будут, уже начиная со средних курсов, так сказать, ближе узнавать «внутреннюю кухню» медучреждений, вливаться в ряды сотрудников, познавать реальную клиническую картину. Словом, они смогут глубоко постигать все тонкости практической медицины и, конечно же, тем самым дополнительно расширять личный объем компетенций. Мы уверены, что этому поспособствуют богатый опыт, харизма и авторитет главврачей, выдающихся специалистов, которые будут непосредственно курировать наших студентов в данной работе.

Это новшество также выступает одним из элементов индивидуализации образования, поскольку дает возможность заранее определиться с дальнейшим вектором профессиональной самореализации и даже с конкретным потенциальным местом работы. Параллельно, сдав сертификационный экзамен и имея допуск к сестринской деятельности, студенты могут начать свой трудовой путь в качестве среднего медработника.

Шлифовка навыков на фантомах

Готовятся к предстоящей врачебной стезе студенты СтГМУ в течение всего срока обучения, конечно же, не только в теоретическом русле.

По словам проректора, неотъемлемым компонентом учебы наряду с теорией является получение будущими докторами практических навыков, для чего в вузе действует один из лучших в стране симуляционных центров, состоящий из нескольких кластеров. Это кластеры общего ухода, сердечно-легочной реанимации и интенсивной терапии; акушерства и гинекологии, неонатологии, неотложной педиатрии; экстренной медицинской помощи, самостоятельной работы студентов и экспертной оценки знаний, приемное отделение по типу EMERGENCY DEPARTMENT. Ситуационный центр оснащен современным оборудованием, позволяющим имитировать основные классические клинические ситуации.

Студенты «набивают руку», оттачивают свои умения на постановке катетеров, трахеотомии, искусственном дыхании, фиксации переломов и многом другом, используя «умные» манекены и тренажеры. Эти учебные объекты предназначены для многократной, системной «холодной» отработки и закрепления навыков не только перед государственной итоговой аттестацией и первичной аккредитацией, но и в преддверии того, как студент, а потом выпускник начнет общаться с реальными пациентами, чьи слезы, боль, жизнь – настоящие. Иначе говоря, у студентов имеется дополнительная эксклюзивная возможность «примерить» и прочувствовать это в уникальном фантомном пространстве.

– На базе краевого перинатального центра в 2017 году открылся еще один вузовский симуляционный кластер, на площадке которого формируются навыки не только индивидуальной работы, но и оказания медицинской помощи в команде: акушеров, неонатологов, анестезиологов, среднего медперсонала, что очень важно, ведь от слаженности их действий зачастую зависит жизнь, и даже не одна, – рассказывает профессор Анна Ходжаян. - Такой подход к обучению был сформулирован ректором Владимиром Ивановичем Кошель. 

К примеру, говорит Анна Борисовна, перед командой будущих врачей – анестезиологов, реаниматологов, акушеров, неонатологов – ставится задача принять патологические или осложненные роды, спасти жизнь и матери, и дитя. Все это – в максимально приближенных к реальности условиях, имитирующих картину родов и состояние здоровья роженицы и младенца.

– Каждое внутреннее изменение состояния женщины и ребенка фиксируется датчиками и отображается на компьютере, – продолжает профессор Ходжаян. – В итоге «умная» система выдает информацию, выжила ли фантомная мама и ее малыш. Если нет – иногда студенты от отчаяния даже плачут.

Такие живые, неподдельные эмоции, между тем, тоже значимый индикатор, показывающий вовсе не слабость духа, а способность студента сопереживать, по-человечески относиться к больным и крайне ответственно и критично – к своим действиям.

И слово лечит

В СтГМУ стараются растить не бездушных высокоинтеллектуальных роботов в белых халатах, а истинных представителей самой гуманной в мире профессии, которым свойственны эмпатия, милосердие. И которым к тому же не чужды другие «мирские» чувства, радости и позитивные увлечения. Они позволяют снять напряжение, неизбежные в работе или учебе стрессы, зарядиться энергией, способствуют социализации и самореализации в самых разных плоскостях.

Учитывая все это, в вузе особое внимание уделяют гармоничному всестороннему развитию личности каждого студента, вовлекая ребят, в том числе, в волонтерские движения, различные всероссийские и региональные патриотические акции, спортивные и творческие объединения. Приобщают их и, казалось бы, к далекой от медицины с ее строгими стандартами сфере – литературному искусству. Впрочем, есть здесь своя логика, ведь, как известно, слово лечит, а порой и калечит. Поэтому те, кто призван исцелять людей от недугов, должны им мастерски владеть, дабы не навредить даже неосторожно оброненной фразой.

Так, студенты всех курсов медуниверситета, помимо обязательного знакомства с врачебной этикой, соревнуются в поэтических баттлах, иностранцы охотно участвуют в проекте «Читаем стихи по-русски», с упоением декламируя произведения Пушкина и Лермонтова. 

Когда гаджеты – на пользу

Эффективная профориентация старшеклассников в большей степени проходит на базе ММА – Малой медицинской академии. Открывшись в 2011 году, она стала новаторским опытом Ставропольского медицинского университета среди вузов РФ. Тогда в академии обучались всего 20 слушателей, ныне их в разы больше – до 400 человек ежегодно. А среди старшеклассников регулярно проводится литературный конкурс «Медицина: профессия, призвание, жизнь».

– Школьники – кто трогательно, кто очень серьезно и аргументированно, кто в прекрасных стихах, а кто в добротной прозе – в своих творческих работах рассуждают о роли врача, его миссии, личном желании и мотивации стать доктором, – делится профессор Анна Ходжаян. – Это один из неординарных способов приобщения ребят к профессии на этапе еще довузовского обучения, которое включает в себя целый комплекс форм.

– На занятия ходят не только учащиеся 9-11 классов из Ставрополя – к нам приезжают из других районов края, из республик СКФО, – говорит Анна Ходжаян. – Видные профессора СтГМУ читают увлекательные лекции – школьники слушают их, в прямом смысле затаив дыхание. Мы организуем экскурсии по кафедрам вуза, музею, знакомим с Центром практических навыков, проводим медико-биологические олимпиады и, что примечательно, в них ребята с каждым годом показывают себя все лучше и лучше.

Отдельно хочется сказать, что повышению интереса и усвоению школьниками начальных медицинских знаний и навыков способствует богатая на новинки и «изюминки» материально-техническая база СтГМУ. Так, на кафедре анатомии практикуется гаджетное обучение: ребята, надевая виртуальные очки, могут разложить на органы фантомное человеческое тело, параллельно изучая его строение. И, тренируясь таким образом, многие из них научились уже выполнять это филигранно.

«Билет» в медицину

Не менее впечатляет и другой проект СтГМУ – медицинский класс «Медикус» на базе СШ №1 Ставрополя, где школьники не только углубленно изучают английский язык, химию, биологию, но и успешно осваивают... язык медиков – латынь! Эта идея принадлежит ректору СтГМУ В. Кошелю. Аналогов такому проекту в российских школах пока нет. И по словам Анны Ходжаян, вскоре в краевом центре заработают еще два медкласса. А пока ученики единственного и неповторимого «Медикуса» с удовольствием и воодушевлением посещают Малую академию наряду с другими ее слушателями.

– Впоследствии большинство этих ребят – из «Медикуса» и ММА – поступают к нам на учебу, – отмечает Анна Ходжаян. – Благодаря своей целеустремленности, талантливости, «зараженности» идеей и миссией профессии, жажде к новым открытиям, исследованиям, познаниям, они становятся яркими «звездочками» факультетов, настоящими эрудитами, а затем и теми самыми потенциальными «штучными» специалистами, которые так востребованы в медучреждениях.

То есть начальные точки индивидуального образовательного маршрута, по сути, у будущих студентов СтГМУ формируются буквально со школьной скамьи.

При этом важно, что ММА бесплатна и открыта абсолютно для всех старшеклассников – никакого конкурсного отбора или любого иного ценза нет. «Проходным билетом» служат только искреннее желание посвятить себя благородной профессии врача и жгучее стремление постоянно впитывать необходимые для этого знания. А наполнить таких ребят глубоким и качественным теоретико-практическим и личностным содержанием призвана многогранная система образования СтГМУ.

Дословно

Министр здравоохранения Ставропольского края Виктор Мажаров:

– Министерство здравоохранения Ставрополья и Ставропольский государственный медицинский университет проводят серьезную работу по устранению кадрового дефицита в медицинских организациях. Нам важно, чтобы выпускники СтГМУ оставались в крае, работали в своих родных городах и селах.

Сегодня медучреждения испытывают потребность в специалистах таких направлений, как акушерство и гинекология, анестезиология и реанимация, рентгенология, неонатология, педиатрия, кардиология, терапия, онкология. Не хватает специалистов первичного звена. Поэтому мы расширяем возможности для поступления. В текущем году принято на целевое обучение в вуз более 200 студентов. Для поступления в ординатуру выделено 214 бюджетных мест, что на 90 мест больше, чем в предыдущем году.

Конечно, важно внедрять образовательные технологии и методики, которые помогут молодым людям сориентироваться во всем многообразии специальностей.

Применение индивидуальных образовательных технологий дает возможность студенту еще на поре обучения, во время практики и непосредственного общения с руководителем медучреждения определиться как с местом работы, так и со специализацией, познакомиться с новейшими достижениями медицинской науки. Это сформирует профессиональные компетенции будущего врача, в какой-то мере даст ответ на вопрос о предстоящем выборе: первичное звено, ординатура, или наука.

Именно поэтому для участия в процессе формирования индивидуальных образовательных технологий студентов СтГМУ привлечены специалисты ведущих учреждений здравоохранения Ставрополья, имеющих современную материально-техническую базу и работающих в сфере высоких медицинских технологий. Это краевые онко- и кардиодиспансеры, краевая детская больница и детская больница имени Г.К. Филиппского; больницы № 2 и № 3, поликлиники Ставрополя; перинатальные центры.

Ежегодно на работу в учреждения здравоохранения поступает 200-250 выпускников медицинского университета. Мы надеемся, что такими силами в течение 5 лет в крае удастся минимизировать дефицит кадров.

Кстати

Ставропольский государственный медицинский университет, объединяющий на всех своих курсах более 5000 студентов, в т.ч. 1015 иностранных, выступает основным «генератором» будущих сотрудников для поликлиник и больниц края.

Только основные факультеты (лечебное дело, педиатрия, стоматология) готовят около 700 специалистов в год, в том числе для других субъектов СКФО и зарубежных стран, которые отправляют сюда своих ребят за качественным образованием. Но львиная доля выпускников медуниверситета «оседает» непосредственно на Ставрополье. При этом процент их трудоустройства – 85%. Это один из наилучших показателей в России, красноречиво свидетельствующий как о тесном взаимодействии СтГМУ с лечебными учреждениями и минздравом края, так и о высоком уровне образования в вузе, которое очень ценится работодателями региона.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 18 сентября 2019

Заголовок в газете: В СтГМУ готовят «штучных» специалистов-медиков

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру