Анатолий Павленко: «Работа в полиции – это моё»

От школьного учителя до следователя по особо важным делам

Одной из центральных фигур органов внутренних дел является следователь. Он должен не только тщательно разбираться в конкретном деле, но и правильно оценивать людей, выяснять всю подоплеку преступления. Вот почему помимо опыта и юридических знаний неотъемлемым качеством следователя являются его личные, человеческие качества. Работник такой профессии должен быть принципиальным и внимательным к судьбе каждого человека. Эти качества в полной мере относятся к старшему следователю по особо важным делам ГСУ ГУВД по Ставропольскому краю, подполковнику юстиции Анатолию Павленко. Накануне Дня сотрудника органов внутренних дел РФ с ним побеседовал корреспондент «МК-Кавказ».

В поисках себя

– Анатолий Васильевич, до своей нынешней должности вы поднимались последовательно, можно сказать, «от земли». Как вы вообще попали в систему МВД?

– Родом я из Зеленокумска, где появился на свет в 1967 году. Старше меня в управлении только наш генерал. Мое первое высшее образование – спортфак Ставропольского пединститута. В 1993 году я его окончил. Когда поступал, профессия учителя была в почете. Но пока учился, жизнь в стране менялась, и совсем не в лучшую сторону. Попробовал работать по специальности в школе. Понял, что это не моё. Остался на кафедре гимнастики преподавателем. Однако зарплата была мизерная, и я решил податься в коммерсанты – открыть свою фирму. Очень скоро понял, что это тоже не мое. Жена, уроженка Иркутской области, предложила поехать в Сибирь к ее родителям. Как раз у меня родился первый сын. Мы приехали в Ангарск и обосновались там. Пытался устроиться на работу, но по специальности ничего подходящего не нашел. Теща посоветовала пойти в милицию. Взяли без проблем участковым уполномоченным. Так и началась моя карьера в МВД. Это был декабрь 1997 года.

Первую зиму мы там едва не замерзли. Теплая одежда, которую привезли с собой, не помогала. Я был в шоке от таких холодов. Но работа в милиции мне понравилась. Правда, почувствовал, что юридического образования не хватает, а учиться на платной основе я бы не потянул. Пришел в кадры, спросил: нельзя ли на бюджет поступить в институт? Там говорят: «Не вопрос. Только в командировку в Чечню придется съездить, тогда получишь направление от ГУВД». Это был 1999 год. Я согласился, подумал еще, что дома смогу побывать. Направили меня в Аргун дознавателем в отряд от Иркутской области. Вернувшись, поступил в Иркутский институт прокуратуры. После его окончания работал в следствии. Словом, в профессиональном плане все было хорошо, но постоянно тянуло домой, на Северный Кавказ.

Вернулся я в 2006 году. Семью долго уговаривать не пришлось. Тесть с тещей тоже переехали с нами, не захотели одни оставаться в Сибири. Даже бабушку 80-летнюю забрали. Всего пять человек. Купили две квартиры и стали жить. Старикам здесь очень понравилось.

В Ставрополе пришел в управление дознания ГУВД. Взяли. Потом работал в следственной части в отделе по борьбе с бандитизмом. Коллектив там подобрался хороший, работали слаженно, дела были интересные. Позднее мне предложили возглавить следственный отдел в Красногвардейском районе. Отказываться нельзя, когда предлагают повышение по службе, и я поехал.

Поработав недолго, вернулся в Ставрополь. Сейчас я старший следователь по особо важным делам следственной части ГСУ ГУВД.

– Первое образование вам в полиции пригодилось?

– Очень. С самого начала, когда пошел в участковые. Это работа с людьми, и она мне нравилась. Я же в пединституте изучал психологию, это мне очень много дало. Даже сейчас, расследуя сложные дела, общаясь с фигурантами, сразу вижу, что они из себя представляют, правду говорят или врут. Интуиция помогает, хотя всё же опираться нужно прежде всего на факты и строго следовать букве закона. Вообще интересных дел много, но мне больше нравится расследовать дела по разбоям, грабежам, кражам.

Отловили через 19 лет

– Одним из резонансных дел, которые вы расследовали, стало дело грабителей большегрузов, орудовавших на дорогах Ставрополья в 90-х годах. Не могли бы вы посвятить наших читателей в подробности?

– Преступления такого рода в те времена были не редкостью, поэтому это дело трудно назвать неординарным. Пожалуй, только в том, что розыск всех его фигурантов растянулся почти на 20 лет.

Все началось в Грачевском районе в 1995 году, когда четверо граждан Армении образовали вооруженную банду. Главный организатор – А. Саркисян.

При выборе членов банды им были приняты во внимание такие личные качества и способности подельников, как хорошая физическая форма, допуск к вождению транспортных средств категории «В», желание и наличие необходимых способностей для совершения преступлений.

На встрече в конце весны – начале лета 1995 года, в селе Спицевка Грачевского района Саркисян разъяснил всем участникам банды цели и задачи их вооружённой преступной группы, а именно – совершение разбойных нападений на водителей транзитных большегрузных автомобилей и завладения находившимся при них имуществом на территории Грачевского и Александровского районов.    

Как организатор банды, Саркисян установил среди ее участников строгую дисциплину и беспрекословное подчинение его решениям.

Новоявленные бандиты снимали квартиры в разных селах Грачевского района. На дело собирались в одном месте по ночам. Передвигались на двух машинах: «ВАЗ-2106» под управлением Сейраняна и «ВАЗ-2103», принадлежавшей Саркисяну. Были вооружены ножами, автоматом кустарного производства, обрезом и даже гранатой «Ф-1». «Работали» в основном на дороге, которая идет на Ростов через Александровское. По ней обычно шли фуры из Азербайджана, Грузии. Дорога узкая, на ней много подъемов и спусков. Грабили в основном припаркованные у дороги большегрузы, водители которых отдыхали. А в одном из эпизодов на затяжном подъеме перед селом Красным в сторону Александровского залезли в кузов фуры на ходу, и пока та медленно «карабкалась» в гору, повытаскивали из нее весь товар. Только утром водитель обнаружил, что идет порожняком.

Некоторых водителей останавливали. Сигналили фарами, догоняли, сообщали водителю о якобы неполадках в машине, а когда тот останавливался, грабили.

Сотрудники полиции Грачевского района, которые занимались этой бандой, решили устроить для банды подставу. Повесили на фуру номера одной их стран перевозчиков и стали на ней ездить по ночам. В одну из ночей на машину действительно напали. Попытались остановить своим обычным способом, но водитель начал от них уходить. Тогда налетчики открыли стрельбу по контейнеру, где скрывались оперативники, а затем скрылись. Но полицейские обнаружили брошенную бандитами машину. И уже через нее пошла развязка всей этой истории.

Поймали преступников не сразу. Первых двух милиция установила и задержала в 1996 году. Одного из них, как оказалось, тогда на дороге ранили.

Оба были осуждены к 11 и 13 годам лишения свободы. Третий злоумышленник был задержан и приговорен к 13 годам лишения свободы в 1999 году.

Четвертый бандит – Микаел Лохманджян – уехал в Иркутскую область жил там в селе под именем своего брата, завел новую семью. Первая у него осталась в Грачевке – жена и дочь. Но и там его нашли опера. Правда, случилось это лишь в 2014 году. Преступник «засветился» в соцсетях, когда попытался связаться с дочерью.

Бывшего налетчика этапировали на Ставрополье. На следствии от дачи показаний он отказался, в суде настаивал на том, что был только водителем, и в нападениях не участвовал. Судом было установлено обратное, и Лохманджян теперь не скоро увидит две свои семьи.

– На каком этапе это дело попало к вам?

– В 1996 году дело в суд передавал Следственный комитет. На двух отсутствовавших на тот момент бандитов из него было выделено отдельное дело. Его передали в уголовный розыск. Так что я подключился к этому делу, когда последнего его фигуранта этапировали к нам из Сибири.

«Полосатик» и компания

– Более плотно вы занимались грабителями заправочных станций, которые совершали налёты не только в Ставропольском крае, но и на соседних территориях. Говорят, там не обошлось и без комичных ситуаций?

– Смешного, конечно, мало, но что было, то было. В начале марта 2012 года проживавший в Минводах без регистрации Александр Антонов сколотил вооруженную группу. Кроме него, в банду входили ещё четверо жителей Ставрополья. Сам организатор полжизни провел на зоне и имел кличку «Полосатик» – с намеком на тюремную робу. В подельники же себе набрал мужиков от сохи, никогда не занимавшихся криминалом.

Проживали бандиты в разных местах: в Пятигорске, Грачевском и Новоалександровском районах. Вместе собирались по мобильной связи. За три месяца 2012 года преступная группа совершила 11 разбойных нападений на АЗС в Ставропольском, Краснодарском краях и Ростовской области. Бандиты похитили около двух миллионов рублей. У грабителей было три машины: «Ауди», ВАЗ-2110 и ВАЗ-2107. Иногда они пользовались угнанными автомобилями, вооружены были битами и обрезом, который достался им по случаю. Один из них купил для родителей домик в Грачевском районе, нашел старое ружье в сарае и сделал из него обрез.

Сценарий ограбления был такой. Подъезжают к АЗС, останавливают машину метрах в ста от нее, одевают маски и с обрезом идут на заправку. За ночь две-три заправки грабили. Были станции, которые подвергались нападению не один раз.

Надо сказать, «улов» у разбойников был небольшой, поскольку часть водителей расплачивается карточками. Бывало и такое, что бандиты уезжали с АЗС без денег. Один раз у них закончился бензин. Пришлось бросить машину на дороге, на попутках добираться к одному из членов банды домой, брать деньги, канистру с бензином и ехать за машиной. Какие-то горе-разбойники.

Однажды они выбрали объектом для нападения АЗС, которая находится на развилке перед Невинномысском по дороге на Ростов. «Полосатик», как всегда, оставался в машине. Дал самому молодому обрез и предупредил: «Когда забежишь на станцию, просто кричи, не стреляй, только обрезом помахай. Не надо людей пугать. Понял?» – «Да, все ясно, шеф». Итак, шеф в машине, один на входе остался, двое забегают на станцию. Тот, что с обрезом, орет: «Это ограбление, всем лежать!», и из обреза в потолок стреляет – случайно на курок нажал.

Попал в пожарную сигнализацию, она сработала, погас свет, по залу стал распыляться белый порошок. Налетчики попадали, все белые как в муке, темно. Когда потом давали показания, рассказывали в красках, с подробностями, самим было смешно. «Никто не знает, что делать, куда бежать. Спрашиваем стрелявшего, что же ты наделал, идиот! Зачем стрелял? – Я не хотел, говорит. В темноте кое-как нашли кассу, а она закрыта, работники разбежались. Да и нам пора было смываться, поскольку сработала сигнализация. Взяли с собой чипсов и воды в утешение».

Да, еще один был «прикол». После ограбления на всех заправках бандиты для чего-то разбивали телевизор. Хозяева были в недоумении «Зачем? Ну забрали бы лучше с собой». Когда разбойников спросили мы, ответ был: «Да так, от полноты чувств!».

В комичные ситуации банда попадала не раз. Но больше всего нам было непонятно, как вообще она образовалась. Никто из них, кроме главаря, раньше не был судим. У всех семьи, по двое, трое детей. Говорили, что денег на жизнь не хватало.

Для задержания преступников сотрудниками полиции на территории края были проведены специальные мероприятия. Собрали межрегиональную группу, проанализировали все случаи, пришли к выводу, что налеты на АЗС совершает одна группа. Стали искать, просматривали видеозаписи, прослушивали телефонные переговоры. В результате были задержаны все участники преступной группы.

Когда их взяли и объявили за что, они были в полной прострации: «Какие же мы бандиты? Мы же никого не убили, только пугали!». Суд назначил им наказание в виде лишения свободы сроком от 13 до 15 лет в исправительной колонии строгого режима, 15 лет получил «Полосатик», как организатор и вдохновитель этой «антоновщины».

Редакция газеты «МК-Кавказ» поздравляет Анатолия Васильевича Павленко и всех его коллег с наступающим профессиональным праздником и желает дальнейших успехов в деле искоренения криминала, крепкого здоровья и благополучия.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру