Эксперт на Ставрополье о перспективах цифрового образования

Цифровизация образовательной среды – это вызов системе образования

26.06.2020 в 14:21, просмотров: 363

В условиях пандемии ожидается ускорение процесса изменений, переживаемых университетами, - прогнозируют участники рейтинга 100 лучших вузов России агентства RAEX. Цифровизация образовательной среды – это вызов системе образования, - считает ставропольский эксперт.

Эксперт на Ставрополье о перспективах цифрового образования
Кристина Коновалова. Фото: пресс-служба СКИ РАНХиГС

Доцент кафедры экономики и финансового права, кандидат экономических наук Северо-Кавказского института РАНХиГС Кристина Коновалова отмечает: «В исследовании мирового рынка онлайн-образования и образовательных технологий, проведенном компанией East-West Digital News, заявленный объем рынка составляет 4,5-5 трлн. долларов США. Такие цифры говорят о «трендовости» дистанционного образования и в ближайшее время будут только расти».

Российский рынок онлайн-образования тоже демонстрирует ежегодный рост – сегодняшний его объем составляет 1,8 трлн. Рублей, а к 2021 году вероятен рост до 2 трлн. рублей. По плану федерального правительства на 2020-2022 годы на реализацию проекта «Современная цифровая образовательная среда» будет направлено 44 млрд рублей, из которых 16,3 млрд будут выделены уже в следующем году.

«Цифра может выступать в качестве дидактической единицы. «Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения» Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС) формулирует цель реорганизации образовательного процесса как максимально полное использование потенциальных дидактических возможностей цифровых технологий. Внедрение концепции цифровой дидактики, по мнению её разработчиков, должно привести к полноценной индивидуализации образовательного процесса», рассказывает эксперт, отмечая, что целью этих трансформаций является повышение эффективности решения педагогических задач.

Между тем, воздействие цифровой образовательной среды на психику преподавателей и учащихся не до конца изучено. Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны, объявляющая человеческий потенциал главным ресурсом страны, предполагает сохранение здоровья, как гарантии трудоспособности населения. «Фундаментальные ресурсы здоровья, определяемые Бангкокской хартией Всемирной организации здоровья, общеизвестны: мир, как ресурс, связанный с тем состоянием, при котором отсутствует состояние войны, и внутренние и внешние признаки государства указывают на благоприятную среду для развития человека; кров; стабильная экономика; качественное питание; чистая окружающая среда; образование; равенство и справедливость», - поясняет Кристина Коновалова.

Цифровизация образовательной среды – это вызов системе образования, под который она должна подстроиться, при этом, не ставя под удар психическое здоровье такими угрозами, как информационная перегруженность, номофобия и другими.

«Здоровьесбережение в процессе обучения зависит от индивидуального образа жизни», - полагает эксперт, отмечая происходящие изменения доминирующих внутрисемейных ценностей, от которых зависит благоприятность атмосферы в образовательной среде. Необходимо выработать дидактическую модель, в которой цифровые технологии сочетаются с живым педагогическим общением. В свете того, что цифровые технологии будут все обширнее внедряться в образовательную среду, эксперт подчеркивает: «Исследования функций педагога, востребованных в ближайшем будущем, позволяют также говорить об усилении их инженерной составляющей в связи с увеличением объема проектной деятельности, необходимостью выполнять функции навигации в информационном пространстве, ростом форсайт-исследований». Т.е. компетенции профессионалов педагогической сферы должны охватывать функции педагога, дидакта и инженера.


|