Проблема мошенничества для Ставрополья очень актуальна

Основная цель аферистов – усыпить бдительность жертвы

Сложно найти человека, который в своей жизни не сталкивался бы с мошенничеством. Сегодня это весьма распространенное преступление.

Проблема мошенничества для Ставрополья очень актуальна. К сожалению, край входит в шестерку регионов повышенного внимания аферистов. Уровень доверия граждан к ним, увы, высок, несмотря на проводимую работу по информированию населения о способах и формах мошенничества. Более 60% жителей края, ставшие жертвами мошенничества, были осведомлены о подобных фактах мошенничества через СМИ, из предупреждающих информационных листовок, сотрудниками полиции и др.

Необходимо знать, что мошенник всегда воздействует на интеллектуально-волевую сферу человека и манипулирует им. Основная его цель  – усыпить бдительность  жертвы.

Для того, чтобы уберечься от мошенников, необходимо соблюдать ряд основных правил.

– Никогда не соглашайтесь на спонтанные предложения. Предлагая выгодную сделку, какие-то услуги или товар, мошенник в первую очередь рассчитывает на эффект неожиданности, на выгодность предложения и необдуманность Вашего поступка.

– Совершайте лишь запланированные по времени покупки. Если вас торопят под каким-либо поводом, то, возможно, вас ловят «на удочку» срочности.

– Доверяйте интуиции. Ваше восприятие в большинстве случаев безошибочно определяет человека по лицу и первичным повадкам.

Никогда не спешите расстаться со своей собственностью! Если сомневаетесь в правильности ваших действий – посоветуйтесь с близкими вам людьми!

С развитием прогресса виды мошенничества совершенствуются.

Сегодня они направлены, прежде всего, на людей, которые с помощью интернета делают покупки, приобретают билеты на железнодорожный и авиационный транспорт, находят работу, обмениваются через социальные сети номерами своих телефонов, адресами и т.д. Все это используют в  целях наживы мошенники, создавая в интернет-пространстве поддельные сайты, торговые площадки и т.п.

В Ставропольском крае более 50% мошеннических действий в отношении граждан совершаются на   интернет-сайтах, таких, как: «Авито»;  «Юла»;  «Авто.ру» и др. Более 35% мошеннических действий совершаются в социальных сетях: «ВКонтакте»,  «Одноклассники» «Instagram», а также через программу-месседжер «WhatsApp».

Вот некоторые из примеров интернет-мошенничества.

Мошенничество с использованием сайтов-двойников

Мошенник, используя сайт, дублирующий реально существующий, размещает объявление о предоставлении услуг по продаже авиабилетов. Гражданин, увидевший данное объявление, желая осуществить покупку авиабилетов, вводит на указанном сайте реквизиты банковской карты и код подтверждения, после чего с его банковской карты списываются денежные средства (ч.2 ст.159.3 УК РФ).

Мошенник представляется другом или родственником гражданина

Мошенник, получив обманным путем доступ к странице (аккаунту) гражданина в соцсети и представляясь его именем, вступает в переписку с лицами, отмеченными на его странице в качестве друзей/родственников/коллег, убеждая их одолжить некоторую сумму денег путем перевода на банковскую карту. Лица, поддавшиеся убеждению, с помощью банкомата, либо услуги «Мобильный банк», «Сбербанк-онлайн» переводят денежные средства мошеннику (ч.1 ст.159 УК РФ)

Мошенничество под видом продажи товара (услуги)

Мошенник, разместив объявление о реализации товара на интернет-сайте, посредством электронной переписки убеждает гражданина, заинтересованного в приобретении данного товара, перечислить на электронный счет мошенника определенную сумму денег в качестве задатка, либо полную стоимость в качестве оплаты за товар. После получения денежных средств мошенник:

– не выполняет своих обязательств по поставке товара (ч. 2 ст. 159.3 УК РФ);

– отправляет гражданину посылкой товар, не соответствующий заявленным характеристикам и имеющий гораздо меньшую стоимость (например, дешевый телефон вместо оплаченного дорогого).

Мошенничество под видом покупки товара (услуги)

Мошенник звонит на телефон гражданина, разместившего на интернет-сайте объявление о продаже товара/услуги, под предлогом покупки которых и уплаты задатка убеждает данного гражданина пройти к банкомату и произвести по его инструкциям ряд операций, после чего с банковской карты гражданина списываются средства (ч. 2 ст. 159 УК РФ).

Мошенничество под видом предоставления кредита

Мошенник размещает на интернет-сайте кредитной направленности ложное объявление о возможности получения кредита, после чего звонит гражданину, оставившему заявку по данному объявлению, и сообщает заведомо ложные сведения, что ему одобрен кредит, для получения которого гражданин должен перечислить на электронный счет мошенника определенную сумму денежных средств. После их получения мошенник блокирует телефон и не выходит на связь (ч. 2 ст.159 УК РФ).

Мошенничество под видом покупки товара (услуги)

Мошенник звонит на телефон гражданина, разместившего на интернет-сайте объявление о продаже товара, под предлогом покупки убеждает гражданина о необходимости встречи, в ходе которой предъявляет на своем телефоне чек о якобы переводе на электронный счет гражданина денежных средств в счет уплаты стоимости товара. Гражданин передает товар мошеннику, однако средства на счет гражданина не поступают (ч.2 ст.159 УК РФ).

Мошенничество под видом дополнительного заработка

Мошенник в ходе телефонного разговора с гражданином, под предлогом дополнительного заработка (например, путем торгов на бирже) убеждает зайти на сайт (зачастую не установлен) и скачать приложение на телефон, после запуска которого с банковской карты гражданина, подключенной к мобильному банку, списываются денежные средства (ч. 2 ст.159 УК РФ).

Что нужно знать, чтобы не стать жертвой интернет-мошенников?

– Защищайте свою личную информацию. Не распространяйте свои персональные данные (номер телефона, адрес, место работы, пароли от банковских карт, и т.д.) ни в реальной жизни, ни в интернет-пространстве.

– Создавая пароли, не используйте слишком простые комбинации, которые легко могут просчитать опытные злоумышленники.

Другим распространенным видом мошенничества является мошенничество с банковскими картами.

Алгоритм мошенничества зачастую очень прост. Злоумышленник начинает на терминале операцию, не вставляя карту, не завершает ее и отходит. Терминал дает на завершение операции 90 секунд, и если в этот период свою карту вставит следующий клиент, то с нее будут списаны средства по запросу предыдущего.

Есть и много других примеров, когда на удочку аферистов попадают обладатели банковских карт. Мошенник, представляясь сотрудником Сбербанка, в ходе телефонного разговора с гражданином сообщает последнему ложную информацию о попытке взлома его банковской карты, в связи с чем карта якобы заблокирована, и под предлогом разблокирования карты убеждает гражданина пройти к банкомату для совершения ряда действий, после которых с банковской карты гражданина списываются денежные средства (ч.2 ст. 159 УК РФ).

Возможность вернуть свои деньги, снятые с банковской карты, зависит в значительной мере от конкретной ситуации, и главное – от правильности и оперативности ваших действий.

Если произошло снятие средств с Вашей банковской карты, первое, что необходимо сделать безотлагательно, это заблокировать карту (карточный счет).

Как заблокировать банковскую карту:

        – надо дозвониться до Вашего банка и как можно точнее объяснить ситуацию, в течение считанных секунд Ваша банковская карта станет никому не нужным кусочком пластика;

         – если с телефоном проблема, следует быстро найти первое попавшееся банковское учреждение;

– если отделение банка, выдавшего Вам банковскую карту, находится далеко, не стоит тратить время на его поиски. Сотрудники любого другого банка помогут Вам.

Одновременно с обращением в банк с просьбой о блокировке Вашей банковской карты, необходимо официально обратиться в правоохранительные органы.

Кроме того, надо иметь в виду, что в объяснениях по поводу снятия денег с Вашей банковской карты нельзя отходить от правдивой информации, чтобы к Вам не было претензий по поводу фальсификации событий с целью мошенничества.

Есть и еще один вид мошенничества – это мошенничество под видом оказания социальных услуг, когда например мошенники (преимущественно женщины) посещают на дому граждан пожилого возраста, представляясь социальными работниками. Под предлогом обмена денежных купюр на новые убеждают граждан предоставить имеющиеся средства якобы для переписывания номеров в целях последующего обмена. После чего, отвлекая граждан, присваивают средства полностью или частично (ч. 1 ст. 159 УК РФ).

Особенно распространенным этот вид мошенничества стал сегодня в связи с непростой ситуацией, связанной с эпидемией коронавируса.

В категорию риска, может попасть любой гражданин, но в первую очередь, необходимо быть особенно внимательными, конечно же, пенсионерам, а также социально незащищенным слоям населения. Мошенники для обмана своей жертвы могут использовать различные приемы. К примеру, позвонив по телефону, рассказать о несуществующей болезни у кого-либо из родственников, сообщить о якобы положенной социальной выплате или надбавке к пенсии.

В связи с этим, необходимо проявить бдительность! Ни под каким предлогом не пускайте в квартиру посторонних.

Ну и, конечно же, наиболее часто использующийся вид мошенничества – телефонное мошенничество. Стать его жертвой может даже самый осторожный владелец мобильного телефона. Основное в предупреждении телефонного мошенничества – это внимательность.

Практически ежедневно в правоохранительные органы Ставропольского края поступают сообщения жителей региона о том, что они стали жертвами «телефонных» мошенников. Причем зачастую мошенники находятся совсем в других регионах нашей страны, а иногда орудуют и из мест лишения свободы.

Вот некоторые примеры такого мошенничества:

Мошенничество под видом защиты интересов гражданина

Мошенник в ходе телефонного разговора с гражданином, представляясь юристом, либо иным должностным лицом, осуществляющим защиту интересов потребителей, под предлогом компенсации за ранее приобретенное гражданином лекарственное средство, убеждает последнего перечислить на электронный счет денежные средства в счет уплаты гос. пошлины (ч. 2 ст. 159 УК РФ).

Мошенник в ходе телефонного разговора с гражданином, представляясь юристом, либо иным должностным лицом, осуществляющим защиту интересов граждан, сообщает, что за причиненный моральный ущерб, полученный в результате ранее совершенного в отношении него мошенничества, ему якобы положена денежная компенсация, для получения которой необходимо заплатить налоговый вычет путем перевода денежных средств на электронный счет мошенника (ч. 2 ст. 159 УК РФ).

Мошенничество под видом розыгрыша призов/лотереи

Мошенник в ходе телефонного разговора с гражданином, сообщает гражданину ложную информацию, что последний является победителем розыгрыша престижной техники или автомобиля и под предлогом вручения выигрыша убеждает гражданина осуществить денежные переводы на электронный счет мошенника якобы в счет оплаты доставки, гарантии, гос. пошлины и таможенных услуг (ч.2 ст.159 УК РФ).

Мошенничество под видом целительства

Мошенник в ходе телефонного разговора с гражданином, представляясь экстрасенсом, целителем, либо сотрудником крупной организации указанной федерального масштаба, под предлогом снятия с гражданина или его родственников порчи, излечения от недугов, алкоголизма (дистанционно, посредством телефонной связи), убеждает последнего перечислить на электронный счет денежные средства в счет оплаты услуг (ч. 2 ст. 159 УК РФ).

Мошенничество под видом избавления от уголовной ответственности близкого родственника гражданина

Мошенник звонит на телефон гражданина, представляясь сотрудником полиции, сообщает, что близкий родственник гражданина совершил преступление (как правило ДТП) и под предлогом не привлечения его к ответственности убеждает гражданина перечислить определенную сумму денег на электронный счет мошенника (ч.2 159 УК РФ). В ином варианте мошеннической схемы мошенник представляется близким родственником гражданина и сообщает, что якобы задержан сотрудниками полиции за совершение преступления и для не привлечения его к ответственности необходимо перечислить определенную сумму денег на определенный электронный счет.

ВНИМАНИЕ! ОТВЕЧАЯ НА НЕЗНАКОМЫЙ НОМЕР, ПОМНИ – ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ МОШЕННИК!

Если Вам поступил звонок на телефон или пришло СМС о том что:

– Вы выиграли крупный денежный или вещевой выигрыш или приз и для этого необходимо перечислить определенную сумму в качестве налога;

– Ваш номер будет заблокирован, и чтобы этого не произошло, необходимо набрать код;

– Вам предлагается исцеление по телефону и для этого необходимо перечислить деньги по указанному номеру или счету;

– в Ваш тарифный план внесены изменения и чтобы узнать подробности, необходимо отправить СМС на указанный номер – не делайте этого, Вас обманывают!

Справка «МК»

Для получения разъяснений  дальнейших действий при подозрении в совершении в отношении вас  мошенничества,  можно  обратиться  в  Главное управление МВД России по Ставропольскому краю по  телефону:  (8652) 55-08-33 (с 09.00 до 18.00 час. в рабочие дни).

Убедительно просим вас! Будьте бдительны!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 1 июля 2020

Заголовок в газете: Жертвы мошенничества – доверчивые люди!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру