Герман Греф: Модель образования устарела

Главный тренд образования XXI века - персонализация

03.07.2020 в 00:11, просмотров: 656

Будущее невозможно без образования, поскольку это фабрика по созданию конкурентоспособного человека. Однако традиционная школа не в состоянии адаптировать детей к реальным обстоятельствам текущей жизни, - уверен Герман Греф.

Герман Греф: Модель образования устарела
Герман Греф. Фото: Михаил Терещенко, ТАСС

Об этом, по его словам, говорят и 92% опрошенных по данной теме школьников, считающих традиционный формат учебы скучным.

Пандемия коронавируса и связанные с ней меры обнажили множество проблем, в том числе, и в сфере российского образования. Переход на дистанционное обучение показал, сколь отставшей от современных тенденций оказалась модель образования. Впрочем, для председателя правления Сбербанка России Германа Грефа этот факт очевиден давно. В обширном интервью ТАСС топ-менеджер объяснил, как должна трансформироваться современная школа, и почему он не верит в онлайн-образование.

«Модель обучения устарела. Раньше учитель был единственным носителем знания, а учебник — источником, откуда можно было это знание почерпнуть. А сегодня источники информации очень диверсифицированы. К сожалению, среди них много фейковых. И форма подачи настолько разнообразна, что конкурировать обычному учебнику становится невозможно», - объяснил собеседник агентства. Как же должна трансформироваться современная школа, чтобы удовлетворять детей и быть эффективной в обучении, давая не только знания, но и навыки. Как говорит Герман Греф, над этим вопросом, на который нет простого ответа, бьется весь мир.

Глава Сбербанка делится, что в последнее десятилетие много внимания уделяет сфере школьного образования и, основываясь на собственном опыте и исследованиях разных стран, пришел к следующему выводу: «Выпускники показывают в среднем от пяти до 12 процентов знания базового курса. То, что не связано с практикой, навыками и не востребовано затем в профессиональной карьере, моментально улетучивается». Более того, спустя десять лет после выпуска в карьерных успехах больше замечены не отличники, «а в основном троечники и те, кто не демонстрировал выдающихся способностей».

По мнению Германа Грефа главный тренд современного образования – персонализация. Однако модель, когда ребенка индивидуально обучают, неосуществима в целом для всего общества. Поэтому необходимо найти механизм задействования современных технологий для персонализации модели образования, приближения ее к человеку.

Примером такого эксперимента стала «Хорошкола», построенная семьей Грефа и ряда соинвесторов, заинтересованных в развитии образования. В этой школе учатся и дети Германа Оскаровича.

«Можно сказать, экспериментирую на них», - шутит он по этому поводу. При своей убежденности в необходимости использования технологий в образовательном процессе, Герман Греф заявил, что не верит в онлайн-образование, поскольку сегодняшний уровень развития технологий даже в высшей школе не может заменить очную форму. Даже на самом успешном образовательном ресурсе Coursera, дающем образование посредством онлайн-курсов лучших университетов мира 300 миллионам студентов из разных уголков Земли, до логического конца доходят лишь 4% обучающихся. И если у взрослых студентов такой показатель, то со школьниками все еще тяжелее, что подтвердил опыт дистанта в режиме самоизоляции. Хоть это было «что называется, от несчастья, проблема в том, что примерно четверть школ в стране вообще не имеют доступа к интернету. Из оставшихся почти половина школ пользовалась стандартной электронной почтой и самыми простыми мессенджерами для общения учеников с учителями. И лишь 45 процентам школ доступны какие-то образовательные платформы, но и они пока не могут в полном объеме обеспечить цикл обучения», - говорит Герман Греф, отмечая незрелость онлайн-обучения.

По его мнению, технологии, при всей их важности, должны сопрягаться с получением знаний и навыков, чего и добиваются в «Хорошколе» и на цифровой платформе. «Знания не выветрятся лишь в случае, если превратились в навыки», убежден Герман Оскарович, отмечая, что обучать всех детей по одной модели неэффективно, ведь каждый ребенок индивидуален. Платформенные технологии «Хорошколы» позволяют персонализировать обучение, а также уйти от системы экзаменов, которую основатели школы считают стрессорными. Однако система контроля знаний, предусмотренная платформой и дисциплинирует, поскольку требует подтверждения знаний на каждом этапе, без чего нельзя продвинуться дальше, и развивает навыковость путем закрепления знаний сопровождающим проектом. Кроме того развиваются и цифровые навыки, включающие правила киберзащиты, поведения в виртуальном пространстве, цифровую гигиену, призванные в том числе и снизить нагрузку Сети на ребенка…

Топ-менеджер отмечает важность того, чтобы у детей было желание учиться, а для этого необходимо привлекать игровые техники, с помощью которых ученик мог и осваивать материал и готовить и защищать собственные проекты в формате виртуальной, смешанной и расширенной реальности, мультипликации.

«Вовлечение ребенка критически важно», - заключает Герман Греф.


|