Эксперт из Пятигорска прокомментировал дискуссию по дистанционному обучению

Эксперт из Пятигорска прокомментировал дискуссию по дистанционному обучению
Фото: пресс-служба СКИ РАНХиГС

Проблемы дистанционного обучения проанализировали в ходе работы круглого стола в Общественной палате РФ. Участники обсудили формирование действенных механизмов решения вопросов по теме «Дистанционное обучение: организационные, технические и психологические аспекты». Член Общественной палаты РФ, директор Северо-Кавказского института РАНХиГС Азамат Тлисов.

В первой части встречи председатель Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Михаил Погосян привел результаты общественного опроса «Дистанционные технологии обучения в системе высшего образования в оценке студентов и преподавателей». Его участниками стали более 27 тысяч обучающихся, преподавателей и административно-управленческого персонала образовательных организаций из 85 регионов РФ.

Итоги исследования прокомментировал член Общественной палаты РФ, директор Северо-Кавказского института РАНХиГС Азамат Тлисов.

Эксперт отметил, что в условиях пандемии и ограничительных мер изменился формат многих отраслей жизни, в том числе и сфера образования. Как и весь мир, Россия на ходу была вынуждена корректировать учебный и сопутствующие ему процессы под дистанционный режим. По мнению Азамата Тлисова, российская система образования выдержала этот стресс-тест.

Выпуск в ВУЗах и СПО состоялся, экзамены и сессии сданы, полным ходом идет сдача ЕГЭ с учетом всех рекомендаций и требований Роспотребнадзора. Во многом эта устойчивость была обеспечена значительным потенциалом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Пришло время обсудить выявленные проблемы и слабые места, которые пришлось «в пожарном режиме решать» всем образовательным организациям всех уровней и ведомственной принадлежности.

Как показало исследование, порядка 1/3 как обучающихся, так и преподавателей были не готовы к приему экзаменов и зачетов в дистанционном формате, среди основных проблем называются: низкое качество интернет соединения, недостаточные интерактивные возможности образовательных онлайн платформ, отсутствие специализированных учебно-методических материалов, а также необходимой компьютерной техники и пр. Все это в комплексе приводит к тому, что более 40 % опрошенных недовольны процессом дистанционного образования в своей образовательной организации, 23% - затруднились ответь, так как не могут сравнивать с другими, и лишь 36% сказали, что в их образовательной организации обеспечено должное качество при реализации дистанционного формата обучения. Сопоставимое число опрошенных, а именно 28% считают, что дистанционный формат в сочетании с традиционным дает больше возможностей, при этом подавляющее большинство с разной аргументацией заявили, что традиционным способом учиться удобнее, интереснее, в том числе, по причине присутствия личного общения, а 23% высказали мнение, что дистанционное обучение хуже. Говоря о готовности продолжения обучения дистанционно, почти треть всех опрошенных готова к такому формату, что весьма значительно с точки зрения востребованности данной формы.

Проблем действительно много, и большинство из них решалось, как принято говорить «с колес». Вместе с тем есть и ряд неоспоримых преимуществ, которые имеет смысл развивать. Это и возможность расширения доступа к качественному образовательному и методическому материалу через модель академических обменов образовательными программами (курсами), это и расширение возможностей для дополнительного профессионального обучения без отрыва от производства, это и возможность привлечения высокопрофессиональных специалистов-практиков, возможность использования широкого инструментария коммуникации и ряд других.

Вместе с тем эксперты заявляют о необходимости решения целого ряда проблем, выявленных массовым переходом на дистант, среди них как объективные, так и субъективные факторы. Это и низкий уровень самоорганизации, и отсутствие опыта по ее развитию, дефицит компетенций по работе с ПК, программными платформами для коммуникаций, форм и форматов контроля, сложность определения объемов заданий для обеспечения контроля качества усвоения материала, отсутствие опыта и достаточной методической подготовленности преподавателей в ведении дистанционных онлайн занятий, сложность использования виртуальных моделей оборудования и проведения экспериментальных исследований и т.д. Это лишь небольшая часть сложностей, которые необходимо решить.

В целом, позиция экспертов единодушна в отношении перспективности применения дистанционных форматов, как дополнительных, а не заменяющих традиционные формы обучения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру