Юрий Альтудов: «Региональные вузы готовы стать драйверами социально-экономического развития субъектов России»

Ректор КБГУ рассказал о реализации в вузе новой модель развития

На VIII форуме вузов «Глобальная конкурентоспособность», организованном крупнейшим российским рейтинговым агентством RAEX («РАЭКС-Аналитика»), представители академического и экспертного сообщества, рейтинговых агентств, компаний-работодателей обсудили ключевые тенденции, которые будут определять конкурентоспособность университетов после окончания пандемии.

Ректор КБГУ рассказал о реализации в вузе новой модель развития
Фото: КБГУ.

«МК-Кавказ» задал несколько вопросов врио ректора Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Юрию Альтудову, выступившему на форуме с докладом на тему «Какое «переформатирование» вуза способно обеспечить рост его конкурентоспособности (на примере КБГУ)».

– Юрий Камбулатович, почему именно Вам было предложено выступить с данным докладом?

– Возможно, такое решение объясняется довольно высокими позициями КБГУ в рейтингах. Символично, что в год 88-летия основания КБГУ вуз занимает 88 место в рейтинге лучших вузов России по версии RAEX. По итогам 2019 года КБГУ, где обучается свыше 16000 студентов, занял 55 место в сводном рейтинге «Интерфакс».

С 2015 года, когда руководством вуза был взят курс на модернизацию, цифровизацию университета, КБГУ планомерно улучшает свои позиции на рынке образовательных услуг и в настоящее время входит в 15% вузов страны с наилучшими показателями.

Крупнейший вуз Кабардино-Балкарии активно осваивает нишу опорного вуза, одной из главных целей которого является активное участие в социально-экономическом развитии региона, удержание в регионе талантливых абитуриентов.

В Северо-Кавказском федеральном округе есть учреждение высшего образования, имеющее статус «федеральный университет», но пока нет вузов со статусом «научно-исследовательский университет» или «опорный университет».

– На форуме шла речь о необходимости переформатирования работы региональных университетов. Почему нельзя работать в прежнем формате?

– В течение многих десятилетий региональные вузы получали бюджетные средства, которые использовались для обеспечения образовательного процесса и научных исследований.

В настоящее время перечень задач, которые руководство страны, министерство науки и высшего образования РФ ставят перед региональными вузами, формируется в соответствии с тремя миссиями университета – образовательной, научной и социальной: подготовка кадров на опережение, позиционирование вуза как регионального центра науки и трансфера технологий (коммерциализация разработанных учеными технологий, продвижение их в реальный сектор экономики), активное участие вуза в социально-экономическом развитии региона.

Приведу лишь один факт, свидетельствующий о том, что наш университет чувствует себя уверенно в сложное время перемен: в течение трех лет КБГУ находится в категории вузов с высоким уровнем качества финансового менеджмента.

– Как Вы расцениваете «миграцию» выпускников школ?

– Как объективный процесс. В Кабардино-Балкарской Республике с населением 870000 человек расположено 4 организации высшего образования с общим контингентом студентов высшего образования около 15 тысяч человек, из них 68% обучаются в нашем университете.

В КБГУ в 2016 году «стобалльников» не было. Но теперь к нам ежегодно из школ региона приходят от 17% до 30% «стобалльников». Это свидетельствует о возросшей конкурентоспособности нашего вуза, средний балл ЕГЭ, принятых на первый курс – 65,5.

Половина поступающих в вузы 11-классников продолжают обучение за пределами региона, в том числе около 70% «стобалльников».

Как показывает большинство исследований, миграция талантливой молодежи (потенциальных драйверов развития региона) в столицы и другие крупные города для продолжения учебы тесно связана с возможностью перспективного трудоустройства. Отток молодежи оказывает отрицательное влияние на возможность «перезапуска» региональной экономики.

Основным фактором, который способствует оттоку молодежи, по мнению большинства исследователей, является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Действительно, как удержать абитуриента в регионе, если баллы ЕГЭ позволяют ему поступить в любой из вузов России?

Но мы не считаем ЕГЭ главным виновников оттока молодежи из Кабардино-Балкарии, ведь в советское время наблюдалась аналогичная тенденция.

– По каким критериям абитуриенты выбирают вуз, где намерены учиться?

– Результаты социологического опроса с охватом более 1000 первокурсников по сравнению с 2019 годом изменились по всем факторам, кроме «места вуза в различных рейтингах» (этот фактор важен для 15,7% опрошенных респондентов).

Доля студентов, выбравших «возможность учиться рядом с домом», уменьшилась в два раза, а выбравших «возможность последующего успешного трудоустройства», выросла в 2,5 раза.

Около 90% респондентов из числа опрошенных жителей республики готовы оплачивать высшее образование для себя или своих детей, потому что считают эти инвестиции оправданными.

– В последние годы в КБГУ обучается много иностранных граждан. Это является следствием повышения конкурентоспособности вуза?

– Интернационализация, международная интеграция научно-исследовательской деятельности – ведущие конкурентные преимущества университетов мирового класса. КБГУ, где обучаются представители свыше 40 государств, ежегодно увеличивает удельный вес численности иностранных обучающихся (в настоящее время – более10%).

Иностранцев в регион привлекает высокий уровень образования, невысокая стоимость проживания, международный туристический кластер и богатая социокультурная жизнь. Привлечение иностранных обучающихся оказывает позитивное влияние на региональную экономику, так как на покупки, путешествия, развлечения они тратят не менее, чем на образование.

В 2019 году университетом подана заявка на получение международной аккредитации с целью налаживания постоянного международного обмена и привлечения большего количества иностранных студентов. КБГУ увеличивает спектр образовательных программ, реализуемых на иностранном языке.

– Наряду с образованием и наукой, у университета есть третья миссия – социальная. Для КБГУ ее выполнение – это будущее или уже реальность?

– Новые условия требуют от вуза гибкости и открытости в формировании компетенций студентов, преподавателей и ученых, поэтому Ученый совет, администрация вуза определили курс на интеграцию с научно-образовательными центрами мирового уровня, ведущими научными консорциумами и другими стратегическими партнерами.

В соответствии с соглашением между Санкт-Петербургским государственным университетом Петра Великого и КБГУ, в нашем вузе создан зеркальный инжиниринговый центр – с целью проектирования и производства глобально конкурентоспособных продуктов нового поколения. В результате совместной работы ученых-химиков получен тестовый полимерный композиционный материал, который на порядок превосходит прочность алюминия и в 2 раза – прочность стали, при этом он в полтора раза легче алюминия и в 4,5 раза легче стали. Готовится документация к участию в конкурсе на получение грантов.

В университетском культурно-образовательном центре «Эрмитаж – Кавказ» планируется проводить встречи с научными сотрудниками Государственного Эрмитажа, а также дистанционное обучение, в том числе по специальным программам для сотрудников музеев Северного Кавказа, преподавателей и студентов нашего вуза.

В 2019 году КБГУ принял участие в первом потоке открытия университетских «Точек кипения» – центров продвижения инноваций. При поддержке Агентства стратегических инициатив совместно с компанией «ТехноСпарк» группы компаний «Роснано», разработана и реализована программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для людей, имеющих высшее или среднее специальное образование, желающих получить актуальные знания в области предпринимательства.

Именно благодаря реализации такого рода мероприятий нам удается вносить положительные коррективы, пожалуй, в один из самых важных показателей вуза – трудоустройство его выпускников. Вуз уделяет большое внимание интегрированию в образовательный процесс проектно-ориентированной, научно-исследовательской деятельности.

– Начиная с этого года, фокус при распределении бюджетных мест смещается на региональные вузы. Как это отразится на результатах их деятельности?

– Выделение Министерством науки и высшего образования РФ дополнительных бюджетных мест на 2020/2021 и 2021/2022 учебные годы должно способствовать увеличению числа специалистов, востребованных на рынке труда.

В 2019 году правительство Кабардино-Балкарской Республики взяло курс на «перезапуск» экономики региона с целью к 2040 году увеличить валовой региональный продукт в 4,5 раза – с 151,2 млрд. руб. до 675,1 млрд. руб. Для того, чтобы синхронизироваться с региональными программами развития и обеспечить себе точки для долгосрочного роста, университет планирует войти в анонсированную Министерством науки и высшего образования РФ программу стратегического академического лидерства (ПСАЛ) со своей программой «переформатирования» вуза, которая сможет обеспечить ему статус одного из основных драйверов социально-экономического развития региона.

– Чтобы подтвердить свою состоятельность, университету необходимо сделать привлекательной новую модель развития для организаций реального сектора экономики. Готовы ли региональные предприятия к трансформации своей деятельности?

– Работу в данном направлении руководство вуза ведет совместно с органами государственной власти и местного самоуправления Кабардино-Балкарии.

«Перезапуск» предприятий республики сдерживается отсутствием необходимого количества и качества услуг по управленческому консалтингу, маркетингу и инжинирингу. КБГУ планирует увеличить количество необходимых специалистов и стимулировать создание малых фирм соответствующего профиля для формирования коллективов, реализующих комплексные региональные проекты.

В рамках третьей миссии университет намерен внести существенный вклад в развитие инновационного предпринимательства в регионе, решение экологических проблем, обеспечение безопасности среды обитания.

– Благодарим Вас, Юрий Камбулатович, за интересный анализ ситуации, в которой находятся региональные вузы, в том числе возглавляемый Вами Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова. Желаем Вам и Вашей команде достижения всех поставленных целей.