Опыт ветеранов Следкома на Ставрополье передан в надежные руки

Рассказом о своей работе поделился следователь Советского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по СК, лейтенант юстиции Иван Пахомов.

«МК-Кавказ» продолжает публикации о расследовании громких и резонансных преступлений, совершенных в Ставропольском крае в разные годы. Как известно, ни одно уголовное дело не дойдет до суда без надлежащей работы следователей. Именно они совместно с сотрудниками полиции первыми включаются в работу по раскрытию преступлений. Следователь должен быть объективным, трудолюбивым, настойчивым, всегда действовать в соответствии с законом, уметь анализировать факты. Рассказом о своей работе с газетой поделился следователь Советского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю, лейтенант юстиции Иван Пахомов.                                                          

Рассказом о своей работе поделился следователь Советского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по СК, лейтенант юстиции Иван Пахомов.
Иван Пахомов. Фото автора.

Работы мало не бывает

– С самого детства я видел себя в правоохранительных органах, ведь мой отец более 40 лет проработал в милиции и полиции. Он у меня просто легенда МВД. И вот я, подражая ему, всё время думал, что пойду по его стопам, – рассказывает Иван Пахомов.

На последнем курсе университета Иван на общественных началах пришел на работу в Ставропольский межрайонный следственный отдел Следственного управления по Ставропольскому краю. Через несколько месяцев стал разбираться в тонкостях профессии, открывая для себя много нового и интересного, и тогда уже окончательно решил, что хочет быть именно следователем. Окончив университет и пройдя нелегкий путь от общественного помощника до следователя, он был назначен в один из межрайонных следственных отделов краевого управления Следственного комитета.

При непосредственном знакомстве с самостоятельной работой молодой следователь немного растерялся. Во время учебы в университете наибольший упор делался на теорию, а тут ему пришлось убедиться, что теория – не самая главная вещь. Главное – понять специфику непростой работы, научиться практически выполнять обязанности следователя, которых никогда не бывает мало.

Следственный отдел, в котором работает Иван Пахомов, как и остальные районные отделы Следкома, занимаются расследованием различных категорий дел. В основном это убийства, изнасилования, тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные подростками и в отношении них, совершенные должностными лицами и в отношении них, преступления экономической направленности.

– На сегодняшний день в моем производстве находятся 11 уголовных дел, и почти все они относятся к тяжким и особо тяжким преступлениям. Работать приходится с различными подозреваемыми. Нередко это люди с низким социальным статусом. Попадают в поле зрения следствия и руководители предприятий, государственных учреждений, сотрудники правоохранительных органов, – говорит Иван Иванович.

Расследование уголовных дел – кропотливая работа, объединяющая в себе труд не только следователя СКР, но и оперативных служб других правоохранительных органов. Помимо выполнения множества процессуальных функций профессия следователя требует усидчивости, терпения, творческого подхода к рассматриваемым вопросам и постоянной работы над повышением профессионального мастерства.

Для установления контакта с участником уголовного процесса, будь то потерпевший, свидетель или обвиняемый, приходится разбираться в психологии людей, к каждому найти индивидуальный подход.

Работать приходится очень много, порой с 7 утра до 12 ночи, выходные бывают крайне редко, тем не менее Ивану Ивановичу все же удается побыть с родителями, женой, отдохнуть с друзьями.

Чтобы читателям было понятно, какие дела находятся в производстве у следователя Пахомова, мы расскажем о трех из них, показавшихся нам наиболее интересными.

Бедная падчерица

Эта криминальная история началась задолго до того, как открылись все обстоятельства преступления. Третьего октября прошлого года 54-летний житель села Степного Василий Бурьянцев* потребовал, чтобы его падчерица Алена* поехала с ним на кошару по делам. Алена не хотела, но отчим настаивал, и ей пришлось согласиться.

Примерно в 19 часов они выехали на «Приоре» по направлению к аулу Кок-Бас. Алена сидела на переднем пассажирском кресле. Не доезжая до канала Теркум, отчим свернул в сторону лесополосы, остановился и сказал, чтобы она выходила из автомобиля. Алена отказалась, тогда Бурьянцев ударил ее по лицу и потребовал раздеться, угрожая в противном случае убийством. Затем, применив физическую силу, затащил падчерицу на заднее сидение и изнасиловал ее.

Алена не кричала, так как понимала, что никто ее не услышит, только руками пыталась оттолкнуть Бурьянцева, но это ей не помогло. Затем она оделась, и они продолжили путь к кошаре. Пока отчим решал там свои дела, она оставалась в машине. Когда тот вернулся, они поехали домой.

По дороге Бурьянцев сказал Алене, чтобы она никому ничего не говорила. Она согласилась, лишь бы только тот ее не трогал.

Дома Алена хотела лечь отдохнуть, так как у нее болела голова. Следом за ней в комнату зашла мать и спросила, почему она плачет. Алена соврала, что отчим якобы на нее накричал по пустякам, и она из-за этого расстроилась. Мать не поверила, заподозрив что-то неладное, и тут Алена не выдержала и рассказала всю правду о том, как Бурьянцев лишил ее девственности в 11 лет и на протяжении всей жизни, в тот числе и сегодня, насиловал.

Услышав все это, мать хотела тут же позвонить в полицию, но решила никуда не обращаться до того момента пока муж не уснет, так как боялась, что он может с ними обеими расправиться.

Когда Бурьянцев уснул, мать и дочь собрали документы, потихоньку вышли за двор, пробежали несколько соседних домов, вызвали по телефону такси и поехали в полицию, где сообщили о совершенном преступлении.

Василий Брянцев появился в жизни этой семьи в 1986 году. Хозяйственный мужик, занимаясь скупкой, выращиванием и продажей овец, материально поддержал мать и дочь. Жить стало легче, но не веселей.

Алена Бурьянцева ненавидела отчима, потому что тот с самого детства избивал мать, изменял ей и злоупотреблял спиртными напитками.

В ходе следствия отчим в свое оправдание заявил, что его супруга примерно с 1997 года болела серьезным гинекологическим заболеванием, в связи с чем супружеские обязанности выполнять не могла. В результате он стал встречаться с другими женщинами. И якобы падчерица, узнав об этом, предложила, чтобы он не ходил на сторону, жить половой жизнью с ней, на что он и согласился.

Показания свидетелей, результаты тестирования Алены с использованием системы полиграф, экспертизы и вещественные доказательства установили вину Бурьянцева в совершении преступления. Дело было направлено в суд, который определил ему наказание в виде 8 лет лишения свободы.

Растяжка на воротах

Утром 6 октября минувшего года жительница Зеленокумска Оксана Хитрова* вместе с двумя своими детьми и родителями подошла к воротам дома, где проживала, чтобы произвести в нем ремонт.

Мать Оксаны направилась к калитке и попыталась открыть ключом замок, однако замок уже был открыт. Она начала открывать калитку, но почувствовала, что ей что-то мешает. Оказалось, что дверь была подперта стулом. Женщина осторожно приоткрыла дверь и зашла через щель во двор, следом зашла её дочь и внуки. Супруг остался на улице.

И тут Оксана закричала, что обнаружила гранату. Дедушка подошёл поближе к калитке, немножко приоткрыл её, и увидел сверху растяжку с гранатой, которая была закреплена в лестничной стремянке, находившейся слева от входа во двор домовладения, на расстоянии примерно трех метров.

Придерживая дверь, он сказал вошедшим в двор, чтобы они потихоньку выходили оттуда, и те сразу же покинули территорию домовладения. Дедушка позвонил в дежурную часть ОМВД России по Советскому городскому округу, после чего на место происшествия прибыла следственно-оперативная группа, которая обезвредила гранату.

Подозрение о том, кто это сделал, у членов семьи возникло сразу. Они почти не сомневались, что растяжку установил бывший сожитель Оксаны – Николай Сергиенко*.

С 51-летним Николаем Оксана познакомилась в 1995 году, а с августа 2018-го они стали жить в гражданском браке в доме Оксаны. Совместная жизнь не складывалась. Николай обвинял Оксану в том, что она плохая хозяйка, поднимал на нее руки. Они часто ссорились и расходились, однако спустя некоторое время Оксана вновь пускала Николая в свой дом, и они продолжали жить вместе.

В начале сентября прошлого года она узнала, что беременна и рассказала об этом родителям. Рожать ребенка от Николая она не собиралась, решила сделать аборт. Её решение родители поддержали.

Сергиенко же, узнав о беременности, настаивал на том, чтобы она оставила ребенка. По этому поводу у них с Оксаной постоянно происходили скандалы.

Опасаясь за жизнь дочери и внуков, родители забрали их к себе. В доме родителей они жили около трех недель. Периодически Оксана после работы проверяла свой дом, из которого Сергиенко за это время съехал. Все в нем было в порядке.

Шестого октября после обезвреживания гранаты она обнаружила в доме следы возгорания и пропажу ценных вещей…

Николай Сергиенко признался в совершенных преступлениях, написав явку с повинной. На следствии он рассказал, что решил помириться с Оксаной, а чтобы поговорить с ней по душам, в три часа ночи подъехал на своей машине к ее дому, для куража выпив приличное количество спиртного.

Свет в доме не горел, Николай перепрыгнул через забор и постучал в окно, убедившись, что в доме никого нет, он проник внутрь. Там он решил забрать ценные, но небольшие по размеру вещи и ноутбук. Все это отнес в машину, после чего разлил растительное масло на кровати, поджег ее, затем включил газовую плиту. Выйдя на улицу, он увидел, что из дома валит дым, залез обратно, выключил газ и потушил огонь. Часть имущества при этом уже сгорела или была испорчена.

Ему пришла в голову более радикальная мысль. Несколько лет назад он приобрел у товарища на всякий случай боевую гранату Ф-1, которую спрятал за домом Оксаны. Он достал гранату, и соорудил на калитке растяжку.

Как показал на следствии эксперт, граната была пригодна для взрыва, а дверь была подперта стулом, чтобы открывавший, почувствовав сопротивление, толкнул ее с силой, тем самым однозначно приведя гранату в действие.

Судебно-психологическая экспертиза установила адекватность Николая Сергиенко, но нашла у него эмоционально неустойчивое расстройство личности пограничного типа, чему способствовало неумеренное употребление алкоголя.

Судьбу его решит суд. Сергиенко грозит до 10 лет лишения свободы.

Цена новой жизни

Тело председателя СПК племзавода «Восток» Петра Лобанова было обнаружено 18 мая 2020 года во дворе его домовладения в поселке Верхнестепном. Следователь Иван Пахомов возбудил уголовное дело по факту его убийства, поскольку на голове покойного имелось ножевое ранение. Всего за четыре часа сотрудникам СКР и МВД удалось установить и задержать подозреваемого. Помогла камера видеонаблюдения, установленная в домовладении Лобанова. Злоумышленником оказался безработный односельчанин убитого 26-летний Акроман Калыгин.

Петр Лобанов 30 лет руководил одним из лучших хозяйств Степновского района, более 45 лет сохраняя и улучшая генетический потенциал северокавказской мясо-шёрстной породы овец. Среди односельчан он слыл отзывчивым и щедрым человеком, являлся заслуженным работником сельского хозяйства, Героем труда Ставрополья, членом Общественной палаты края.

По данным следствия, ночью 1 апреля 2019 года Калыгин пытался вскрыть стеклопакет, чтобы совершить кражу из домовладения председателя племзавода «Восток», однако не смог этого сделать, поскольку хозяин дома проснулся. 18 мая Калыгин решил повторить попытку раздобыть денег. На этот раз он пришел к Лобанову попросить деньги в долг, чтобы «уехать в город и начать новую жизнь». Отказ разъярил просителя, он достал принесенный с собой нож, ударил им Петра Лобанова в висок и скрылся.

– Уголовное дело по обвинению А. Калыгина в покушении на кражу и совершении убийства председателя СПК племхоз «Восток» П. Лобанова мной было окончено 30 июня, – рассказал следователь Иван Пахомов. – Оно оказалось достаточно сложным, я отработал много версий, провел большое количество следственных действий, десятки судебных экспертиз.

Сначала Калыгин отрицал свою причастность к содеянному. Но под тяжестью улик, в том числе видео с камеры наблюдения, зафиксировавшей его следование к месту происшествия и обратно, он дал признательные показания. Следователь провел с участием мужчины проверку показаний на месте. Молодой человек продемонстрировал, как он совершил убийство и указал место в своем дворе, где спрятал нож и шапку с прорезями для глаз.

Приговором суда Калыгину было назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

*– Имя и фамилия изменены.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 16 декабря 2020

Заголовок в газете: Следствие ведут молодые профессионалы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру