– Виктор Викторович, давайте начнём немного издалека. С того, какие, на ваш взгляд, задачи должна решать система налогообложения?
– Я считаю, что система налогообложения должна выполнять две задачи, на первый взгляд, находящиеся в разных направлениях, а потому, образно говоря, нужно идти по тонкой грани. Во-первых, необходимо наполнение бюджета, от чего во многом зависит выполнение публичных обязательств государства, решение общеполезных вопросов. Во-вторых, эта система должна позволять бизнесу расти, в том числе стимулировать процесс его развития.
К малому и среднему предпринимательству вообще нужно особое отношение, в его основе должно лежать благосостояние каждой отдельной семьи. В качестве примеров можно привести такси или швейные мастерские, где человек, в основном, зарабатывает личным трудом, привлекая лишь нескольких наёмных работников. Деньги такие предприниматели, конечно, не будут выводить в оффшоры. Они потратят их на себя и свои семьи здесь же, в России. Максимум, что такие люди смогут себе позволить, – отдых за границей. Таким образом, надо давать малому бизнесу зарабатывать потому, что деньги объективно остаются в стране, работают внутри страны.
– Ныне действующая редакция краевого закона «О патентной системе налогообложения» этим критериям соответствует?
– Считаю, что требуется корректировка закона. При принятии решений надо анализировать процесс в совокупности. Нужно учитывать, где бизнес просел, а где, наоборот, успешно развивается. Обязательно необходимо принимать во внимание факторы риска, особенно сейчас, в условиях пандемии. Не стоит забывать и про фискальную нагрузку, в том числе связанную с всеобщим применением кассовых аппаратов и ужесточением требований к маркировке товаров. Поэтому, на мой взгляд, нужно пересматривать ныне действующий региональный закон «О патентной системе налогообложения» в сторону уменьшения стоимости патентов по ряду видов деятельности. При этом важно провести кропотливую аналитическую работу.
– Почему, по вашему мнению, принятый закон «О патентной системе налогообложения» выглядит несколько односторонним?
– Во-первых, его принимали достаточно быстро, это связано с поздним принятием соответствующих норм федерального законодательства и коротким сроком для введения регионального закона. Во-вторых, законопроект разрабатывало и представляло в Думу Ставропольского края региональное министерство финансов. Их логику понять можно – во главе угла ставилась наполняемость бюджета. По моему мнению, приоритет в подготовке таких документов должно иметь министерство экономического развития, чтобы учитывать интересы развития бизнеса. Теперь, при внесении изменений в закон, минэк должен играть главную роль. Также обязательно нужно задействовать все бизнес-сообщества и структуры, призванные им помогать: Торгово-промышленную палату, институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае, региональные отделения «Опоры России» и «Деловой России», «Конгресс деловых кругов Ставрополья».
– Насколько я знаю, такую работу вы уже начали?
– Да, как сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта, я инициировал несколько встреч с министром экономического развития Ставропольского края Сергеем Крыниным. В первые рабочие дни 2021 года мы внесём свои предложения по их итогам.
Кроме того, с конца декабря ушедшего года по поручению губернатора Ставрополья Владимира Владимирова региональным министерством финансов прорабатывается вопрос о пересмотре потенциально возможного к получению годового дохода, установленного законом Ставропольского края от 27.11.2020 №126 «О патентной системе налогообложения». Уже реализуются предложения о размещении на официальных сайтах администраций городских округов края опросных листов в электронном виде. После заполнения эти документы будут направлены для дальнейшей обработки и анализа.
– А что касается мнения бизнеса? Его учитывают?
– В Ставропольском крае деловые объединения высказали консолидированное мнение о необходимости изменить недавно принятый региональный закон «О патентной системе налогообложения». Предприниматели считают, что ныне предлагаемый вариант «бесшовного перехода» на патент увеличит налоговую нагрузку на малый бизнес в несколько раз.
Торгово-промышленная палата Ставропольского края провела опрос среди предпринимателей, находящихся на ЕНВД, о налоговой нагрузке. Речь шла о том, какой она была в 2020 году и какой предполагается в 2021-м на патентной системе налогообложения. К письму прилагались сведения, полученные от предпринимателей Ставропольского края и сравнительная таблица стоимости патента у нас и в четырех субъектах Российской Федерации, где приняты регулирующие эту сферу региональные законы на 2021 год.
Предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере грузоперевозок, просят обратить внимание и учесть тоннаж автотранспортного средства, а также проработать или разъяснить вопрос межрегиональных перевозок. Дело в том, что покупка патента на осуществление грузоперевозок в каждом субъекте страны влечет за собой неподъемную налоговую нагрузку на бизнес.
О том, что к мнению предпринимателей и тех, кто их поддерживает, прислушались, уже свидетельствуют и действия исполнительной власти. В конце декабря прошедшего года состоялся брифинг заместителя председателя правительства – министра финансов Ставропольского края Ларисы Калинченко и министра экономического развития Ставропольского края Сергея Крынина. Основным вопросом стало изменение с 2021 года системы налогообложения. По словам Ларисы Анатольевны, практика показала, что принятое решение требует корректировки. Планируется вынести поправки на рассмотрение краевого парламента не позднее февраля. Хочу подчеркнуть очень важный момент – действовать они должны с 1 января 2021 года.
– Если не возражаете, давайте чуть подробнее расскажем читателям о том, что такое патент.
– Патентная система налогообложения (сокращённо – ПСН) – это единственный режим, при котором не нужно сдавать декларацию. Расчёт налога производится сразу при оплате патента, который дает право на осуществление определенной коммерческой деятельности. Получить патент можно на срок от одного до 12 месяцев, а его стоимость рассчитывается, исходя из потенциально возможного годового дохода. Лимит составляет 60 миллионов, а если бизнесмен получает больше, то он не имеет права использовать патентную систему. Число наёмных работников не должно превышать 15 человек.
Патент не применяется в отношении реализации товаров, не относящихся к розничной торговле. Среди них подакцизные и подлежащие специальной маркировке средствами идентификации, в том числе специальными контрольными знаками.
Патентная система налогообложения применяется только индивидуальными предпринимателями. Она может совмещаться с упрощённой системой налогообложения (УСН), единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) и общей системой налогообложения.
– Получилось, что вступление в действие регионального закона «О патентной системе налогообложения» совпало по времени с отменой единого налога на вменённый доход (ЕНВД)?
– С первого января в России перестает действовать такой вид налогообложения, как ЕНВД. Все, кто его использует, должны выбрать другую форму – общую, упрощенную или патентную. Именно последнюю предпочло бы немало владельцев небольших бизнесов, как наиболее для них удобную и выгодную. Если говорить точнее, то выгодной она была раньше. А после принятия закона Ставропольского края №126 от 27.11.2020 с того же первого января 2021 года по патентной системе налог на некоторые виды предпринимательской деятельности увеличится в несколько раз. Подсчитав, сколько придется платить в 2021 году, бизнесмены и начали обращаться за помощью во все возможные структуры, в том числе в правительство региона и к губернатору Ставропольского края.
– Новый закон затронул действительно большое количество предпринимателей?
– Под действие закона «О патентной системе налогообложения» подпал, практически, весь микробизнес Ставропольского края. Это грузовые и пассажирские перевозки, общественное питание, розничная торговля, сфера услуг и так далее. Для осуществляющих эти виды деятельности предпринимателей упрощенная система налогообложения не очень подходит, ведь это означает налог с оборота. Таким образом, при использовании «упрощёнки» малый бизнес становится менее конкурентоспособным. В условиях пандемии, которая ещё более усугубляет ситуацию, новый закон приведет к закрытию или уходу «в тень» многих предпринимателей, работающих по патентной системе.
– Но ведь, как вы и говорили ранее, подобные законы приняты и в других субъектах Российской Федерации? Как обстоят дела там?
– В 15 регионах страны, где уже принят подобный закон, ситуация разная. Мы с коллегами анализируем законы других субъектов и при внесении предложений будем опираться и на региональный опыт.
– То есть изменения в закон жизненно необходимы?
– Считаю, что да. Конечно, после принятия нового краевого закона «О патентной системе налогообложения» поступления в бюджет могут увеличиться. Однако документ входит в противоречие со стратегией экономического развития края, так как может затормозить развитие малого и среднего бизнеса. Поправки должны полностью учитывать интересы бизнеса и, повторюсь, важно, чтобы они начали действовать с 1 января 2021 года.