Эксперт СКИ РАНХиГС о реформе контрольно-надзорной деятельности

Эксперт СКИ РАНХиГС о реформе контрольно-надзорной деятельности
Фото: pixabay.com

В ходе Гайдаровского форума 15 января прошла экспертная дискуссия Реформу контрольно-надзорной деятельности обсудили на Гайдаровском форуме «Гильотина и реформа контрольно-надзорной деятельности: итоги и взгляд в будущее». Обсужденные результаты и перспективы реформирования прокомментировала декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказкого института-филиала РАНХиГС, кандидат экономических наук Оксана Ступникова.

О необходимости до 1 января 2021 года пересмотреть правовую базу в области контрольно-надзорной деятельности заявил президент РФ в Послании Федеральному Собранию. Вопреки сомнениям многих, эта масштабная работа выполнена в срок и, как считают эксперты, на высоком уровне, при эффективном взаимодействии государства и бизнеса. В итоге свыше 12000 устаревших, дублирующих, избыточных нормативно-правовых актов утратили силу, что составило около 30% действовавших норм. Еще ряд преобразован из обязательных в рекомендательные, принят ФЗ «Об обязательных требованиях», вводящий унифицированный понятийный аппарат, 6-летний срок действия норм с последующим пересмотром и актуализацией, единые сроки вступления в силу новых требований – 90 дней; согласование не только плановых, но и внеплановых проверок с прокуратурой; досудебное обжалование выносимых решений. Ключевым изменением стало внедрение риск-ориентированного подхода – преимущество профилактики нарушений над проверкой.

Также было принято порядка 450 нормативно-правовых актов по видам контроля и деятельности, аккумулирующие основные правила. Изменения сбалансировали интересы государства и бизнеса, ввели равную ответственность действующих норм.

Между тем, бизнес-сообщество характеризуют эти действия как точечные, а не системные, - комментирует декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказсого института-филиала РАНХиГСЮ кандидат экономических наук Оксана Ступникова.

«Должна быть целевая модель регулирования. Нужно активнее привлекать экспертов к выработке новых норм. И если работа будет системной, то на практике будут позитивные сдвиги», - говорит эксперт.

К основными направлениями дальнейшей модернизации контрольно-надзорной деятельности она относит регулярную (один раз в 6 лет) переоценку действующих требований для отмены устаревших, актуализации действующих и принятия новых требований, совершенствование механизма контроля и надзора за действующими требованиями, подход к требованиям глазами проверяемого и введение критериев удобства, комфорта и быстроты.

Оксана Ступникова отмечает эффективность взаимодействия власти и бизнеса, и необходимость дальнейшего использование этого механизма.

«Очевидно, что бизнес должен почувствовать на себе сокращение требований и есть надежда на то, что «лицо» контроля станет для бизнеса менее узнаваемым в ближайшем будущем», - говорит эксперт.