Государственному и общественному деятелю Замихшери Карданову исполняется сто лет

Земляки трижды избирали его депутатом Верховного Совета РСФСР

Сын крестьянина-бедняка из маленького черкесского аула Псаучье-Дахе силой природного ума и мужества, свойственного его народу, превыше всего ставя долг и честь, отдавая все силы развитию своего горного края, шаг за шагом поднимался по социальной и общественной лестнице, чтобы стать гордостью своего народа. Земляки трижды избирали его депутатом Верховного Совета РСФСР – IV, V и VI созывов, он был делегатом XIX и XXII съездов КПСС. Родина удостоила его высшей награды – ордена Ленина. Трижды награждала орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета, орденом Дружбы народов, орденом Октябрьской революции, отметила четырьмя золотыми медалями ВДНХ, в том числе Большой. Но самой дорогой наградой, по свидетельству сыновей, он считал военную медаль «За отвагу». А рядом с ней на груди был орден Красной Звезды.      

Земляки трижды избирали его депутатом Верховного Совета РСФСР
Замихшери Карданов. Фото из семейного архива Кардановых.

Спецназ войны

Уходя на фронт, прощаясь с любимой девушкой и ее родителями, Замихшери сказал: «Я не погибну, вы не волнуйтесь, я вернусь». Его не напутствовала мать, она умерла, когда он был младенцем, его воспитал отец, согласно горским традициям мужества и храбрости. Карданов еще не знал, что воевать будет в инженерно-саперном батальоне, что это им, спецназу войны, придется первыми идти по минным полям, впереди всех родов войск, снимая смертоносные заграждения, каждую минуту рискуя жизнью, и, в свою очередь, ставить минные преграды врагу.

Орден Красной Звезды он получил за Ясско-Кишиневскую операцию. Это был седьмой сталинский удар по врагу. Десятью сталинскими ударами назывались главные наступательные операции войск Красной Армии в ходе Великой Отечественной войны. Наступательные операции 2-го и 3-го Украинских фронтов во взаимодействии с Черноморским флотом и Дунайской военной флотилией в августе-сентябре 1944 года позволили разгромить крупную группировку немецко-румынских войск, освободить Молдавию и вывести из союзников Германии Румынию, а затем Болгарию и открыть путь советским войскам на Балканы. Одной из крупнейших была Аккерманская десантная операция, в которой вместе с морскими пехотинцами активное участие принимали саперы. По заминированной фашистами нейтральной полосе саперы шли впереди штрафных батальонов. Днестровский лиман 21 августа 1944 года первыми перед рассветом форсировали морские пехотинцы на складных весельных десантных лодках. Нужно было прорываться через узкое заминированное гирло лимана. А за ними уже шли минометные катера и катера-тральщики, с моря и с неба стала поливать огнем врага армада всех родов войск. Но первый ошеломительный бросок совершили морские пехотинцы при поддержке саперов.

Наступление на этом участке имело важнейшее значение, потому что дальше лежали Карпаты и румынские нефтепромыслы, которые покрывали более трети потребностей германского рейха в нефтепродуктах – этой «крови войны». За мужество и героизм в этой десантной операции пять морских пехотинцев были удостоены звания героя Советского Союза, часть – посмертно. Многие были награждены орденами и медалями. Старший лейтенант инженерно-саперного батальона Замихшери Карданов приказом от 13 сентября 1944 года награжден орденом Красной Звезды. Кстати, уже после войны аналитики напишут, что из всех частей специального назначения (спецназа) Второй мировой войны самыми сильными были советские штурмовые инженерно-саперные бригады резерва Верховного Главнокомандующего. Их начали создавать весной 43-го. Бойцы отбирались особенно тщательно. Отсеивались все кандидаты старше 40 лет, а также физически слабые и тугодумы. 

Медаль «За отвагу» офицер-джигит получил в Австрии. О той уникальной боевой операции под селением Марктхоф в 62 километрах от Вены напишет фронтовая газета «Герой Родины» 19 февраля 1945 года. «Ночь выдалась темной. 16 саперов во главе с лейтенантом Кардановым двигались на ощупь на передний край обороны, прислушиваясь к малейшему шороху. Каждый из них нес по две противотанковые мины. Вспышка от орудийного выстрела на миг осветила нейтральную полосу. В эту долю секунды лейтенант Карданов заметил немцев. Они собрались в лощине, которую надо было заминировать. «Готовься к атаке», – шепотом сказал командир. Саперы залегли, приготовились к бою. «По немцам залпом пли!», – прозвучал властный голос офицера Карданова. Несколько раз фашисты пытались пробиться через рубеж саперов, но дружный огонь бойцов заставил гитлеровцев залечь. Вражеская цепь редела. Бой длился 6 часов. К утру стало тихо. На поле боя валялось около 150 немецких трупов. «Славно поработали, товарищи, но нам надо еще минировать балку», – сказал Карданов. И саперы пошли выполнять задачу».

Среди множества военных наград Карданова есть выписка из приказа Верховного Главнокомандующего, маршала Советского Союза Сталина об объявлении ему благодарности за взятие городов Аккермана, Измаила, Сегеда,  Секешфехервара, Будапешта, Корнейбурга, Флорисдорфа и других. Это путь освобождения городов и стран Западной Европы, пройденный Замихшери Кардановым. Войну он закончил капитаном.  Победу встретил в столице Австрии Вене.

Любовь, хранившая от смерти

Сегодня правнучка героя Алла бережно перебирает и читает его письма с фронта. Они адресованы ее прабабушке, которую тоже звали Аллой.

«Знаешь, Аллочка, просто человеческому разуму непостижимо, насколько я по тебе и сыну соскучился. Война подходит уже к развязке и недалек тот день, когда мы окончательно разгромим немецко-фашистских оккупантов, и приедем домой живыми и невредимыми. И снова заживем спокойной мирной жизнью».

«Обычное явление в моей жизни – это ежедневно открытыми глазами смотреть на смерть. Во всем этом виноваты немцы. И мы в ближайшее время расправимся с ними, как бог с черепахой».

«Поздравляю Вас с наступающим новым, победоносным 1945 годом – годом окончательного разгрома немецко-фашистских захватчиков в своем собственном логове».

«Хотя я испытываю немалую радость по случаю окончания войны, все же самым радостным и счастливым днем для меня будет день встречи с любимой женой и сыном, надеюсь этот долгожданный день уже близко».

В одном из писем – стихи.

«Обстановка боевая:

То в походе, то в бою.

Я и здесь не забываю

Ласку нежную твою.

Коль земля под немцем стонет,

Мне дороги нет иной,

Пуля смелого не тронет,

Смерть обходит стороной.

По земле чужого края

Я иду на смертный бой,

Чтобы жить, не умирая,

Чтобы встретиться с тобой!»

С красавицей казачкой Аллой Колесниковой, чью семью эвакуировали с Кубани в Баку в1942-м, он встретился, будучи в командировке в этом приморском городе. Тогда и пообещал, что обязательно вернется с войны. Она ждала и верила. В 43-ем родился сын. Он назвал его в честь отца Касимом. А брак зарегистрировали уже после войны, в 1946 году, хотя во всех воинских документах он писал: «женат». Когда привез домой русскую жену, аульская родня была в шоке. Но потом, как рассказывает младший сын Замихшери Касимовича Владимир (известный в Ставрополе врач-хирург, кандидат медицинских наук, на протяжении многих лет бессменный и авторитетный руководитель городской консультативно-диагностической поликлиники), не было у черкесской родни друга более заботливого и внимательного, чем Алла Михайловна.

После войны Замихшери Касимовича, у которого уже был довоенный опыт работы в административных органах, назначили сначала руководителем областной сберегательной кассы, а затем – заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Черкесского обкома КПСС. И далее он уже поднимался все выше по ступеням лестницы власти.

«Отец был человек очень сдержанный в отношении родни, он дистанцировался, он боялся родственных просьб, – вспоминает сын. – Знаете, как сейчас говорят: конфликт интересов. Вдруг кто-то напишет анонимку. Они ведь все выходцы из 30-ых годов, когда черные машины по ночам приезжали. И он это знал. Он 15 лет был председателем Черкесского, затем Карачаево-Черкесского облисполкома, главой советской власти в автономной области. Будучи фронтовиком, всегда считал главным честь. Я говорил: «Папа, если взять у тебя кровь и посмотреть под микроскопом, у тебя в каждом эритроците написано: я – коммунист». Он не позволял подношений. Если родственники привозили из аула курицу, он говорил: отдайте своим детям, вы бедно живете. А мама моя, Алла Михайловна Карданова, в девичестве Колесникова, знала всю родню и соседей родни. Приезжали к ней. Она знала, кто из детей в ауле в школу идет, кому нужна форма, у кого сапоги прохудились, кому купить зимнюю одежду. Когда мамы не стало, это была трагедия всего рода».

Диссертация на благо малой родины

Фронтовики, пришедшие во властные структуры в послевоенные годы, были трудоголиками. Замихшери Касимович любил рыбалку, прекрасно играл на бильярде, но сыновья узнали об этом только в начале 70-х, когда семья уже переехала в Ставрополь. В годы работы в Карачаево-Черкесии все время было посвящено только работе и учебе. Он окончил заочно Учительский институт по специальности «история». Затем Высшую партийную школу при ЦК КПСС. И не экстерном, как модно сейчас среди иных чиновников, шесть лет учился заочно в Москве.  После этого защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата экономических наук. Сын вспоминает, что на протяжении многих месяцев в домашнем кабинете отца были огромные стопы статистических и иных отчетов по сельскому хозяйству области, которые он изучал и анализировал.

Кандидатская диссертация «Пути повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства в Карачаево-Черкесской автономной области» была успешно защищена в 1968 году. Кстати, одним из официальных оппонентов был ставший впоследствии президентом ВАСХНИЛ знаменитый академик А. Никонов, работавший тогда на Ставрополье. В своей кандидатской Карданов опередил время, дав прогнозы на необходимость внедрения в сельское хозяйство договорных отношений, прямых связей между производителями и потребителями продукции, развития межхозяйственной кооперации – того, к чему пришли на практике, спустя годы. Кстати, всего у Замихшери Касимовича Карданова  53 научных работы, преимущественно по экономике.

На главном направлении

Новым этапом в работе стало назначение заместителем председателя Ставропольского крайисполкома. На этой должности он проработал 16 лет. Карачаево-Черкесия тогда входила в край на правах автономной области. Замихшери Карданову поручили курировать административные органы, государственную торговлю и потребкооперацию. Административные органы – это милиция, прокуратура, суды. Ставропольская ГАИ в те годы была в числе лучших в РСФСР. В лидерах числилась и служба участковых. Михаила Касимовича Карданова (так его стали называть в Ставрополе на русский лад) боялись, но уважали. Кстати, русский язык он знал великолепно и говорил без акцента. Естественно, знал и черкесский и сопряженные с ним другие адыгские языки.

Одним из важных направлений на Ставрополье стала работа по развитию производства товаров народного потребления в крае. Уже прошла четверть века после войны, страна поднялась на ноги. 70-е брежневские годы потом назовут «тучными». У людей появились сбережения, строилось жилье, росли дети. А в магазинах – дефицит всего. В архивных подшивках газеты «Ставропольская правда» тех лет можно найти отчеты с сессий краевого совета депутатов трудящихся, с заседаний крайисполкома, на которых Карданов остро и аргументированно ставит вопросы по проблемам производства товаров народного потребления на Ставрополье. Он критикует предприятия, сорвавшие государственные планы, обращает внимание на неиспользованные резервы, призывает расширять ассортимент. Некоторые моменты актуальны даже сейчас. Например, закупка торговлей каких-то товаров в других регионах в ущерб местным производителям, хотя местные товары дешевле и качественнее. 

Это были годы, когда широко развернуло свою деятельность управление местной промышленности, находившееся в непосредственном подчинении крайисполкома. Десятки предприятий в городах и районах края и автономной области освоили выпуск сотен наименований товаров народного потребления: от трусов-носков до мебели, посуды, бытовых приборов. Устанавливались деловые контакты с союзными и республиканскими министерствами, в чьем ведении находились ставропольские заводы и фабрики. На этих заводах и фабриках создавались участки по производству ширпотреба из отходов основного производства. Все это находило спрос в крае. Часть продукции поставлялась в другие регионы в обмен на их товары народного потребления. Что и говорить! Была проведена огромная организаторская работа. Тот случай, когда грамотное управление и координация обеспечивают успех.

Пять медалей ВДНХ: четыре золотых и одна серебряная, которыми Замихшери Карданов был награжден в те годы, свидетельство личного вклада в достижения в сельском хозяйстве и промышленности области и края.

Любопытно, что в годы активной борьбы с пьянством его избрали председателем краевого общества трезвости. Он был совсем непьющим человеком. Аллергию на спиртное (не только моральную, но и медицинскую) он передал сыновьям и внукам. И еще один штрих к портрету – он не переносил нецензурщины и вообще грубой ругани и любого сквернословия. Исследователи адыгских традиций отмечают, что черкесы грубых и ругательных слов не терпят, в древние времена князья и уздени равного себе вызывали на поединок, а простолюдина за ругательные слова даже могли убить. Такая культурная традиция.

Хранители традиций семьи

Традиции Замихшери  Касимовича Карданова сегодня продолжают семьи сыновей и внуков. Его старший сын Касим – инженер-строитель, давно пенсионер, живет в Москве. У него вырос правнук основателя рода Арсений. Младший сын Замихшери – Владимир Замихшериевич Карданов живет в Ставрополе. Он не только руководитель в сфере здравоохранения, но и избирался депутатом городской Думы. Его сын Михаил – юрист. Дочь Анастасия – специалист по подбору персонала в банковской сфере, живет с семьей в Гонконге. Правнучка Замихшери Алла заканчивает Высшую школу экономики в Москве. А правнук Владимир – выпускник 11 класса, планирует пойти по стопам своего деда, стать врачом.

Замихшери Касимович рано ушел из жизни. Ему был всего 61 год. К 60-летнему юбилею его друг, тоже фронтовик, писатель, бывший в то время главным редактором краевой газеты «Ставропольская правда» Андрей Попутько посвятил ему стихи. В их строках – прекрасный очерк достойной жизни.

«Судьбу за все благодари,

Мой мудрый брат Замихшери.

Перед людьми душой ты чист,

Как человек и коммунист.

Ты не жалел себя для них

И на дорогах фронтовых,

Когда отчаянно вел в бой

Других гвардейцев за собой.

За фронтом – фронт. За боем – бой.

Всю жизнь ты на передовой.

Всю жизнь ты вечный политрук,

Не только мне, но многим друг.

Знаком тебе, сполна знаком

Послевоенный тот обком,

Где было дел невпроворот,

Коротким был и день, и год.

А после ты опять не зря

Стоял у трудного руля,

Как председатель, депутат,

Не только мне, но многим брат.

Вполне заслуженно страна

Тебе вручила ордена.

И сыновья твои горды тем,

Что отец их – это ты.

Обязан горный край тебе

За то, что есть в его судьбе

Который год с восходом дня

Судьба горячая твоя».

В его судьбе было две любви, которые он пронес через всю жизнь. Это Семья и Родина. 

– Сбережение памяти о нем для нас очень важно, – говорит внук Михаил Карданов. – Он – гордость нашего рода, образец чести и достоинства, верности долгу, пример любви к своей семье и своей малой и большой Родине.

 

P.S.Автор публикации выражает благодарность сотрудникам отдела краеведения и библиографии Ставропольской краевой научной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова за помощь в подборе архивных материалов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 3 марта 2021

Заголовок в газете: Долг и честь он ставил превыше всего

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру