Профессор ставропольского филиала РАНХиГС Александр Агамов отметил непреходящее значение гуманистической педагогики и концепции самовоспитания человеческой личности.
Гуманизм, духовность и человечность не существуют в законченном виде ни в одной из систем духовных ценностей современного общества. Образование и воспитание ни в коей мере не может быть оторвано от нравственных ценностей и исторической традиции каждого народа.
Инновационные технологии XXI века породили ситуацию значительного отрыва новых систем образования от исторической и национальной традиции, из-за чего и нивелируется главная цель гуманистической педагогики — стремление сформировать всесторонне развитую творческую личность.
В отличие от прежней академической дидактики конца XX века с ее повышенным упором на объем изученного материала, механически запоминаемого без осмысленного усвоения и личностной переработки, гуманистическая педагогика делает особый акцент на творческом характере изучения любого предмета и концепции самовоспитания человеческой личности. Для современного специалиста важен не столько сам объем информации, сколько его активное усвоение, позволяющее свободно ориентироваться в социальном пространстве, легко находить и соотносить логические связи между различными учебными дисциплинами, а главное — умение творчески применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
«Несмотря на новомодные образовательные тенденции, в России нет нужды постоянно совершать радикальные перевороты в теории образования и воспитания. Нам стоит вновь обратиться к истокам и тщательно проанализировать идеи К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского и многих других практиков воспитания в нашей стране, создавших самые плодотворные образовательные модели именно на базе гуманистической педагогики», — отмечает Александр Агамов.
По словам профессора, «только самобытный российский опыт позволит нам наиболее органично и плавно изменять нашу традиционную систему образования и воспитания на базе собственной национальной духовности и нравственности, не позволяя впасть в иную крайность — в формирование эрудированного эгоцентрика и нигилиста. Этот опыт не даст углубиться разворачивающейся дестабилизации внутреннего мира современной молодежи, не знающей своих исторических традиций и демонстрирующих презрительное отношение к нравственным ценностям».