Коррекционные школы Ставрополья оснащаются новейшим оборудованием

Для особенных детей создается доступная среда и комфортные условия для учебы

Материально-техническую базу обновили 12 образовательных организаций Ставропольского края для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционные школы региона получают новое оборудование с 2019 года. Тогда переоснащение прошли восемь учреждений. В последующие годы к ним присоединились ещё четыре школы. Это стало возможным благодаря региональному проекту «Современная школа» нацпроекта «Образование». Его реализация находится на личном контроле у Губернатора Владимира Владимирова.

Для особенных детей создается доступная среда и комфортные условия для учебы
Благодаря внедрению программы «Доброшкола» и оснащению школ новым современным оборудованием, занятия стали проходить более интересно для детей. Фото: автора.

В министерстве образования Ставропольского края сообщили, что в коррекционных школах новейшим технологическим и компьютерным оборудованием, инвентарём и трансформирующейся мебелью оснастили учебные кабинеты и помещения для дополнительного образования детей. На днях министерство образования края предоставило представителям региональных СМИ возможность на местах ознакомиться с тем, как используется новое оборудование, и как оно способствует развитию детей с ОВЗ.

С «Доброшколой» всё получится

В Специальной (коррекционной) общеобразовательная школе-интернате № 17 в Светлограде гидом журналистов стал ее директор Николай Тимофеевич Трегубов.

– Наше образовательное учреждение существует с 1926 года, – рассказал он. – Тогда оно было обычной школой. В 1972 году сюда перевели Светлоградский детдом. Как коррекционная школа-интернат мы начали свою деятельность в августе 1979 года. И по сей день помогаем детям с ограниченными возможностями здоровья. Вооружаем их знаниями, умениями, трудовыми навыками, чтобы им и их семьям легче было адаптироваться в современном обществе. На данный момент в школе обучается 215 учеников, работают 87 сотрудников.

С 2019 года интернат участвует в региональном проекте «Современная школа», который входит в федеральный нацпроект «Образование». На оснащение учебной базы учреждению было выделено 4 млн 268 тыс. рублей, краевое правительство добавило 250 тыс. рублей, предприниматели и организации Петровского района оказали безвозмездную помощь в размере 220 тысяч. Все эти средства были вложены в развитие школы.

В комнате психологической разгрузки гостей встретила педагог-психолог Елена Колесникова. В помещении царил приятный полумрак, негромко играла музыка, меняли цвет шары в сухом бассейне.

– Эта комната предназначена для релаксации, в соседнем кабинете мы проводим занятия на развитие познавательных возможностей деток, – пояснила она. – В рамках регионального проекта «Современная школа» мы приобрели диагностический инструментарий, который позволяет получать более точную информацию о детях. Все детки у нас с умственной отсталостью. Мы добиваемся снятия у них тревожности, агрессии. В эмоциональном плане нам очень помогает эта комната. Полезна она и в познавательном процессе для развития памяти, внимания и мышления.

В логопедическом кабинете пояснения давала учитель-логопед Анжелика Головинова:

– К нам много поступило оборудования, которое значительно улучшило нашу работу. С наглядностью стало гораздо лучше. Больше всего радует интерактивный логопедический стол. Замечательная вещь, огромное подспорье в работе. Помимо развития познавательных процессов – памяти, внимания, он используется еще и как гаджет, что помогает нашим детям быть современными в плане информационных технологий. Стол позволяет производить диагностику речевых проблем, коррекцию произношения, ударения, улучшения мелкой и общей моторики, развитие умственных способностей, совершенствование коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, формирование усидчивости. Для педагога на интерактивном столе предусмотрен отдельный монитор. Имеются методические материалы для диагностирования проблем у детей с ОВЗ и общим недоразвитием речи, развития артикуляции, логики. При этом используется интересная программа «Логомед» с детскими играми.

– Новое оборудование упростило нашу жизнь, сделало учебный процесс более качественным, – добавляет логопед.

О работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития в кабинете «Особый ребёнок» рассказала воспитатель Марина Моисеенко:

– У нас здесь проходят коррекционные занятия: изобразительная деятельность, математические представления, сенсорное развитие. Все направлено на то, чтобы дети социализировались в обществе. По нацпроекту наш кабинет был оснащен компьютерным оборудованием, интерактивной доской, столиками-трансформерами, которые мы используем для традиционных занятий и смены видов деятельности на уроке, потому что дети быстро утомляются. Положительная динамика есть у каждого ребенка. Результат стал более заметен после оснащения кабинета.

Рядом со своим сыном Богданом находится его мама Ирина Леонидовна Калашникова:

– Ребенок у меня особенный, и меня очень волновало, как будет происходить его обучение. Но благодаря вниманию, заботе педагогов – они относятся к ученикам, как к родным детям – процесс обучения у нас идет очень хорошо. В основном занимаемся с педагогами индивидуально. Благодаря внедрению программы «Доброшкола» и оснащению нашей школы новым современным оборудованием, занятия стали проходить более интересно для детей. Они с удовольствием их посещают. Когда мы поступили в школу у Богдана был словарный запас из пяти слов. Сейчас он может составить предложение из 4-х слов. Для нас это большой прогресс, ведь ребенок не разговаривал. Сейчас он может выразить какие-то чувства, желания.

В кабинете начального обучения журналистов встретила учитель Жанна Удовиченко. Класс представлял собой небольшое по сравнению с обычными школами помещение, по-домашнему уютное, с яркими учебными пособиями, зелеными растениями и новенькой мебелью.

– В рамках регионального проекта «Современная школа» мы получили оборудование, которому очень рады и педагоги, и дети, потому что с его помощью наши уроки стали более эмоциональными, яркими, насыщенными, – говорит учительница. – Практически на каждом этапе урока мы применяем интерактивную трехуровневую доску. Радуют новые парты и стулья, циркулятор воздуха, учебно-методический комплекс для учителя. Приходя в класс, они как в сказку попадают, все очень довольны.

Директор ведет представителей СМИ в столярную мастерскую, где о ее работе рассказывает учитель профессионально-трудового обучения Сергей Хорошун:

– Мы приобрели комплектующие для мебели: ламинированное ДСП, фурнитуру для шкафов, столов, тумбочек и стали делать мебель. Теперь в школе проблем нет, и нам не выделяют на это денег, потому что мы сами себя обеспечиваем. По региональному проекту «Современная школа» в 2019 году мы закупили новое оборудование, с появлением которого у нас появились дополнительные возможности по изготовлению более сложных изделий. Это форматно-раскроечный, копировальный, фуговальный станки, фасовочные пилы, лобзики, лентоклеечный аппарат, сжимки. По большому счету оборудование, которое у нас появилось, дает ребятам направление во взрослую жизнь.

Мастерская не ограничивается изготовлением мебели. В ней активно ведется кружковая работа. Ребята занимаются резьбой, выжиганием: и мальчики, и девочки. Во всех конкурсах занимают первые места. Учащиеся школы защищали честь Ставропольского края в Москве.

Есть, где заняться творчеством и девочкам. Они могут получить профессию в швейной мастерской, которая также была открыта в 2019 году.

Как рассказала учитель швейного дела Елена Миронец, мастерскую открыли с нуля, раньше на ее месте был склад. Оборудование приобреталось по проекту «Доброшкола». Имеется ленточный стол с электробытовыми машинками, промышленные, плоскошовные машинки. Оборудованы примерочные, зона раскроя, санитарная зона с сушилкой для рук, санитайзерами. Установлена интерактивная доска, компьютер для учителя, офтальмотренажеры, которые снимают физическую и психоэмоциональную напряженность детей.

Помимо трикотажных изделий девочки шьют постельное белье, занавески. Занятия проходят по 2 – 3 часа подряд, чтобы дети могли отдохнуть, есть комната отдыха, где девочки могут пообщаться и разрядить обстановку.

Обучение продолжается с 5 по 9 класс, после чего девочки переходят в группу профессионального обучения. По его окончании они получают свидетельство о профессии рабочего по профессии швея. С этим документом можно устроиться на работу.

– Каждый год на итоговую аттестацию мы приглашаем работодателей. Кто-то из наших выпускников сразу находит работу, кто-то поступает в колледж. В этом году в Михайловский колледж поступили трое ребят. Навыки, которые они приобрели у нас им по жизни пригодятся, – отмечает директор школы-интерната Николай Трегубов.

Путевка в жизнь для детей с проблемами слуха

Со специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом № 36, которая расположена в Ставрополе на пр. Октябрьской революции, журналистов ознакомила директор учебного заведения Татьяна Захарина.

Школа является одним из старейших учебных заведений на юге России, где обучаются и воспитываются дети-инвалиды по слуху. В следующем году ей исполняется 100 лет.

– Мы стремимся дать нашим воспитанникам полноценное, качественное образование, сделать школу комфортной для обучения, – рассказала Татьяна Григорьевна. – Учащиеся могут получить здесь не только необходимые знания, навыки, компетенции, но и освоить программы дополнительного образования по направлениям столярное и швейное дело, компьютерные технологии, цветоводство. У нас обучаются детки с проблемами слуха: и глухие, и слабослышащие, есть дети с кохлеарными имплантами. На сегодняшний день у нас 179 детей. В школе профессионально работают педагоги. Только в этом году у нас три ребенка ушли в массовые школы. Я каждый раз этому радуюсь. Мы им почистили звуки, поработали над развитием слуха, и вытащили из тяжелой слухоречевой проблемы.

Директор уверена, что для развития детей очень важно художественное воспитание. Журналисты побывали в изостудии, где занятия ведет педагог дополнительного образования Елена Якумова.

Помещение оборудовано как класс художественной школы –ученические художественные столы, гипсовые модели, чучела птиц и животных, работы воспитанников на стенах.

Комплект мебели, ноутбук для учителя, интерактивная доска были приобретены в 2019 году по региональному проекту «Современная школа». Это же и год открытия изостудии.

– Работаем по программе художественной школы, – говорит учительница. – В обычную художественную школу мы попасть не можем, а дети талантливые, и учить их хочется. Наши ребята – участники и победители международного конкурса, который недавно проходил. Это очень развивает детей, и это здорово.

Кабинет дефектолога также оборудован за счет нацпроекта. В нем проводятся занятия по развитию слухового восприятия и технике речи. Учитель Мария Коляса демонстрирует успехи детей, закрывая рот экраном, чтобы дети не могли считывать слова с ее губ, а воспринимали голос только на слух. Дети говорят разборчиво, видно, что они слышат учителя, и это их радует.

В кабинете психолога – одна ученица. Маленькая Ева складывает на специальном столе дорожку из деревянных фигур. У нее за ухом виден имплант. Ребенок хорошо слышит учителя. Затем Ева прикрепляет к магниту на ручке металлический шарик, и проводит ею по дорожке. У нее получается.

– Я при этом смотрю, как у ребенка развито мышление, могу предложить ей срисовать эту дорожку, посмотреть, как у нее память развита, – рассказывает педагог-психолог Жанна Казанова. – Очень люблю работать с детьми. Внутренний мир ребёнка – это сложный, а порой необъяснимый мир – целая страна, в которой говорят на своем, другом языке, имеют свои традиции и своё видение всего происходящего. И задача психолога не перекроить этот мир, не нарушить его, а помочь ужиться двум мирам: внутреннему и внешнему, принять друг друга, а возможно, и полюбить. Понять, поддержать, помочь.

– Ребята интересуются обработкой древесины. Они поступают в различные учебные заведения, поэтому было принято решение открыть в нашей школе столярную мастерскую с направлением: художественные промыслы, резьба по дереву, – рассказывает учитель Светлана Савченко.

Ученики 9 «А» класса Захар и Кирилл – глухие. Говорят с трудом, но понять их можно. Захар показывает свои работы, он выполняет геометрическую резьбу по дереву.

– У нас тут появились два шлифовальных станка для обработки деревянных заготовок, станок с числовым программным управлением, ленточнопильный станок по дереву, напольный сверлильный станок, резцы, интерактивная доска, – перечисляет он. Слова непростые, но проговаривает он их внятно.

Свою гордость – актовый зал показала директор Татьяна Захарина.

– В рамках регионального проекта «Современная школа» мы приобрели замечательный светодиодный экран. Вместе с установкой обошелся он в 2 млн рублей. Мы здесь спектакли ставим. Экран помогает нам быстро декорации сделать. Дети просто в восторге. Конечно, и понимание, и восприятие совсем иное. Мы участвовали в краевом конкурсе спектаклей, заняли первое место. Нам очень помог в этом экран.

Новое оборудование продолжает поступать

В 2021 году участниками регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» стали еще две коррекционные школы: №12 в селе Юца Предгорного района и №5 в селе Сенгилеевском.

В школе №5 приоритетным стало обновление материально-технической базы трудовых мастерских предметной области «Технология». Здесь отремонтированы и переоборудованы мастерские швейного и столярного дела, созданы условия для агропромышленного профиля обучения, а для обучения учащихся сельскохозяйственному труду построена всесезонная теплица с учебным классом и рассадным комплексом.  

Кроме того, в ходе реализации мероприятий обновлены кабинеты психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы, оборудован отдельный кабинет для индивидуальной работы психолога.

В кабинет социально-бытовой ориентировки приобретена бытовая техника и учебные пособия. Кабинеты математики, биологии и географии, русского языка и литературы, начальных классов оснащены новой учебной мебелью, компьютерным и мультимедийным оборудованием, включая ноутбуки, многофункциональные устройства, интерактивные панели, раздвижными системами меловых досок, системами хранения учебного инвентаря и наглядных пособий, частично новой учебной мебелью, системами освещения и затемнения.

– Школа-интернат – это особая среда, в которой растёт, развивается, воспитывается и обучается ребёнок с особенностями развития. Поэтому наша главная задача – поставить на новый уровень профориентационную работу, весь учебный и воспитательный процессы, сформировать у детей такую профессиональную направленность, чтобы в дальнейшем они смогли реализовать себя, – отметила заместитель министра образования Ставропольского края Галина Зубенко.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 8 сентября 2021

Заголовок в газете: Для особенных детей создается доступная среда и комфортные условия для учебы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру