Эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС: право в РФ может стать машиночитаемым

Эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС: право в РФ может стать машиночитаемым
Виталия Ковязин. Фото: доцент Ставропольского филиала РАНХиГС

Появление в будущем технологий машиночитаемого (машиноприменяемого) права является логическим развитием государственной политики построения цифровой экономики на базе цифровых технологий, считает доцент Ставропольского филиала РАНХиГС Виталий Ковязин.

В рамках Федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» планируется, в том числе, поэтапная автоматизация отдельных процессов нормотворчества и формирования правоприменительной практики, включая внедрение механизмов формирования и использования машиночитаемых норм и использования возможностей современных и перспективных технологий искусственного интеллекта, обработки больших данных, технологий распределенных реестров и других перспективных технологий.

Посредством инструментов машиночитаемого права возможно обеспечить «встраивание» норм права в работу информационных систем, предоставляющих различные сервисы в автоматическом режиме, а также обменивающихся данными без участия человека (например, беспилотный транспорт, интернет вещей).

Вынесение постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения Правил дорожного движения уже в 2022 году планируется осуществлять без составления протокола об административном правонарушении на основании полученных с применением специальных мобильных приложений в некорректируемом виде материалов фото - и (или) видеосъемки.

«В Концепции развития технологий машиночитаемого права поставлена весьма амбициозная цель – научить цифровую технологию (программу, машину) понимать право и правильно применять его», - прокомментировал эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС.

«Именно применять без участия человека, а не просто прочитать нормативный акт», - добавил он.  

Но, обратил он внимание, «даже для того чтобы машина прочитала закон на естественном языке, его будет необходимо перевести на какой-то из известных языков программирования или придумать новый».

«Но это - только первый шаг. Затем нужно научить программу теории права, умению определять правовые связи между участниками правоотношений, оценочным категориям и то, как это влияет на планируемый правовой результат. Такое обучение программы может осуществляться только общими усилиями ведущих специалистов в сферах информационных технологий и юриспруденции. Следует признать, что эти цели не только достижимы на базе уже существующих технологий, но и необходимы в современных условиях. Но эволюция от программ-поисковиков к программам-консультантам, а затем к программам полноценного цифрового правосудия и «безлюдной демократии» должна проходить под полным контролем человека с возможностью обжалования заинтересованным лицом в обычном порядке правовых решений, принимаемых «искусственным интеллектом», - заключил Виталий Ковязин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру