Герою Отечества Алексею Цыбину исполнилось бы сто лет со дня рождения

С него потомки до сих пор берут пример

Менее полугода отделяет нас от 80-летия начала битвы за Кавказ. Одному из её участников – ветерану пограничных войск, полковнику в отставке Алексею Константиновичу Цыбину 27 января исполнилось бы 100 лет.

С него потомки до сих пор берут пример
Алексей Константинович Цыбин. Фото из семейного архива семьи Цыбиных.

Пограничная мечта сбылась

Родился Алексей в деревне Крестелиха, в большой трудолюбивой семье (3 брата и 3 сестры) кустаря. К труду Алексей был приучен с детства. Кроме того, как вспоминал он,  в предвоенные годы ребята его возраста большое внимание уделяли спорту: поэтому был хорошо развит физически, уверенно выполнял упражнения на спортивных снарядах, неплохо бегал на лыжах, играючи владел двумя пудовыми гирями (по 16 кг), был награжден знаками ГТО и «Ворошиловский стрелок» и мечтал стать кадровым военным. Тем более, что старший брат Николай был  мобилизован в армию, когда после  нападения фашисткой Германии на Польшу в мире запахло реальной войной. Да и с принятием закона «О всеобщей воинской обязанности граждан СССР» было разрешено призывать в ряды Красной Армии лиц, окончивших среднюю школу – если к моменту призыва им исполнилось не менее 17 лет и 8 месяцев.

И в октябре 1940 года Алексей был призван в армию. Мечтал стать пограничником, но о своем желании никому не обмолвился даже на призывной комиссии. А по прибытии в Ленинград обрадовался, когда увидел, что на перроне призывников встречают военные в зеленых фуражках. Затем был переезд в Петрозаводск и в Сортавальский погранотряд. Начались занятия, потом была служба на границе с Финляндией, а через три месяца Алексея в составе разведывательно-поисковой группы направили в тыл – проверять финские хутора. Там и застало его грозовое утро 22 июня 1941 года. После срочного возвращения на заставу, Цыбина вместе с несколькими сослуживцами откомандировали в пограничное училище в городе Орджоникидзе.

По прибытии в училище сразу же приступили к напряженным и интенсивным занятиям по сокращенной программе. Фронт требовал все новые и новые командные кадры, и в училище были созданы дополнительно курсы младших лейтенантов и младших политруков. Занятия длились по 15-16 часов, кроме того приходилось участвовать и в спецоперациях по обнаружению и уничтожению вражеской агентуры в горной местности Северной Осетии, и не только.

А уже 25 декабря была сформирована рота из 100 курсантов, которые по мнению офицерско-преподовательского состава училища, были готовы к досрочному выпуску. За 4 дня были сданы все необходимые экзамены. Так, например, одним экзаменом решалось несколько задач: по наступлению, обороне, военной топографии и огневой подготовке.

Краткосрочность подготовки сказывалась на качестве. Повышать командирское мастерство приходилось в боевых условиях. 31 декабря зачитали приказ Наркома о присвоении первичного воинского звания "младший лейтенант", дальше был торжественный обед, а вечером – выезд с предписанием к новому месту службы в Баку.

Военные будни

Затем Алексей был назначен помощником начальника заставы «Таш-Булаг» на советско-иранской границе, где обстановка осложнилась из-за действий банд басмачей, а многими заставами командовали малоопытные сержанты. Среди кочевников и банд басмачей действовала немецкая агентура.

Вскоре Алексею пришлось самостоятельно входить в должность. За два месяца 1942 год под его руководством было задержано более 10 нарушителей границы, в том числе несколько человек из числа басмаческих банд. А сводным отрядом пограничников были полностью разгромлены банды Чапи и Садатхана, все награбленное имущество у жителей районов было возвращено владельцам.

По прибытии начальника заставы, Алексей получает назначение в 129 стрелковый погранполк, который формировался, как говорится, с нуля. После прохождения краткосрочного курса обучения Алексею поручили сопроводить 180 человек для пополнения 17-го кавалерийского полка в Пятигорск.

По возвращении из прифронтового Пятигорска Алексей в составе 129 стрелкового погранполка участвовал в борьбе с диверсионно-разведывательными группами врага, оборонял юго-западные окраины Махачкалы, прикрывал «горловину» между Каспийским побережьем на Бакинском направлении, где оперативная обстановка, по данным разведки, была весьма сложная.

Затем была передислокация во главе группы из нескольких сотен человек через Туркмению в Забайкалье. В 1943 году он стал начальником заставы «Ермаково» в Читинской области. Протяженность вверенного Цыбину и его подчиненным участка границы была менее 20 км, но нарушений случалось предостаточно. В 1944 году японцы предприняли массовую засылку диверсантов и шпионов. За короткий промежуток времени на участке заставы было задержано 26 человек. Изо дня в день Алексей Цыбин учился сам и учил других бдительности и решительности в действиях при организации поиска и преследования нарушителей, развивал у подчиненных слуховую и зрительную память и другие навыки, столь нужные на границе.

Здесь же под Новый, 1944 год состоялось его знакомство с прекрасной девушкой Лидой. А 6 мая 1945 года образовалась новая пограничная семья, в которой последующие 63 с лишним лет радости и горести делились пополам. Через три дня после свадьбы, как вспоминает Алексей Константинович, на заставу, которой он командовал, по телефону пришло сообщение о Победе над Германией. На радостях начали палить в небо из ракетниц, чем не на шутку напугали японцев на другом берегу Амура, которые начали спешно занимать оборону.

А 9 августа 1945 года, по опыту как это уже было в августе 1941 года в Закавказье при вводе войск Красной Армии в Иран, штурмовая группа заставы под его командованием глубокой дождливой ночью преодолела широкий Амур и захватила японский пограничный пост, освободила три населенных пункта, не понеся потерь. Тем самым обеспечили беспрепятственное форсирование Амура советскими войсками, вступившими в войну с милитаристской Японией и развернувшими стремительное наступление вглубь Манчжурии. 3 сентября 1945 года Великая Отечественная и война с Японией для Цыбина закончились на амурских берегах, но не закончилась служба на границе.

На смену гранате и автомату – ручка и блокнот

Летом 1947 года Алексею удалось впервые с момента призыва на военную службу побывать с семьей на родине, а уже в октябре он приступил к учёбе в Московской школе усовершенствования офицерского состава. Учился старательно, занимался спортом, в особенности любил фехтование на шпагах.

После завершения учёбы в 1948 году капитан Цыбин убыл в Кяхтинский погранотряд заместителем коменданта участка по разведке, в 1949 году уехал на учёбу в Военный институт МВД СССР. После его окончания в 1953 году получил назначение в Благовещенск, откуда в 1955 году вновь отправился в Кяхтинский погранотряд, но уже начальником разведки.

В 1957 году последовал перевод в Читу, затем в Хабаровск и далее в г. Бикин Хабаровского края. В 1958 году побывал А. Цыбин советником и в Германии – на границе между ГДР и ФРГ. Но самым сложным участком по-прежнему считал Ленкорань – советско-иранскую границу. Именно в Иране американцы развернули бурную подрывную деятельность против СССР. Здесь Алексей был сначала начальником разведки одноимённого отряда, а потом и начальником штаба. Параллельно прошёл переподготовку на курсах усовершенствования руководящего состава пограничных войск, а затем по 1970 год командовал Ленкоранским пограничным отрядом. 

В пограничных войсках, как отмечал Алексей Константинович, прослужил без малого 30 лет в девяти погранотрядах и трех управлениях погранвойск, а завершил свою службу в должности начальника Ленкоранского погранотряда.

Из многочисленных боевых наград особо гордился орденом Отечественной войны; медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Японией» и «За отличие в охране государственной границы СССР».

Жизнь после службы

После увольнения в запас чета Цыбиных поселилась в Невинномысске, ставшем, по сути, их второй малой родиной. Появилось много свободного времени и новые интересы: он очень любил читать, в основном военно-историческую литературу. Бережно хранил все, что связано со службой.

До последних дней жизни Алексей Константинович вносил неоценимый вклад в патриотическое воспитание молодёжи, бережно хранил славные традиции  воинов в зелёных фуражках, бескорыстно делился богатым жизненным  опытом и тонкостями профессии с нынешним поколением стражей границ России.

Ещё будучи начальником отряда, Алексей Константинович часто выступал на страницах пограничной прессы на различные темы, на протяжении многих лет упорно и кропотливо вел записи о событиях, происходивших в его насыщенной интересными, порой сложными событиями жизни.

Оценивая свой жизненный путь защитника Отечества, А. Цыбин решил обобщить и издать своеобразный дневник, рассказать о людях, неразрывно связанных с его пограничной службой. Так появились семь книг Алексея Константиновича. Первая – «На границе», увидела свет в канун его 90-летия; вторая — «Мои воспоминания» (Эпизоды из жизни и службы), а также лирические стихи, посвященные пограничникам, защитникам Отечества, друзьям, Дню Победы, выпущена в 2014 году. Третья – «Мой взгляд», посвящена истории страны и многовекового развития государства, размышлениям о новой России, выпущена в 2015 году. Четвертая книга «Наша родина – Россия» была выпущена в начале 2016 года, а в октябре прошла презентация еще одной книги Алексея Константиновича «Зори Невинномысска».

13 октября 2017 года широкой общественности была представлена шестая книга воспоминаний  «Мы – пограничники». Седьмая книга воспоминаний  «Пережитое» была посвящена 100-летию Пограничной охраны России. Презентация прошла в Невинномысске 21 мая 2018 года. Рукопись заключительной,  8-й книги Алексей Константинович не успел  издать: её обработали и издали благородные сторонники его творчества.

Так уж получилось, что восьмая книга «Вечный зов!» увидела свет полтора года спустя после его смерти и стала памятью об ушедшем из жизни Алексее Константиновиче. В книге «Вечный зов» Алексей Цыбин отмечает: «…Служба пограничная! Она не знает выходных, праздничных, торжественных увеселений, не ждёт ясной погоды. Служба пограничника – круглосуточная служба. Он должен, обязан быть готовым на защиту границы Отечества в любую минуту, в любых условиях и обстоятельствах. Оборонять до последнего вздоха. Такова традиция пограничная, зародившаяся много веков до нас, живущих ныне. И несмотря ни на какие трудности, она для нас, пограничников, почётна и любима на всю оставшуюся жизнь…».

Своими книгами, своей доступностью в общении и строгой требовательностью к себе Алексей Константинович приобрел большой авторитет у ветеранов пограничной службы и жителей Ставрополья. С него берут промер воины-афганцы и участники других боевых действий современности.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 26 января 2022

Заголовок в газете: Мы победили тогда, победим и сейчас

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру