В ПГУ учатся молодые люди из 73 субъектов России и 36 зарубежных стран

На все уровни и формы обучения в 2022 году потупили 1593 человека

О том, как начинает новый учебный год один из ведущих вузов России, рассказал ректор Пятигорского государственного университета, доктор экономических наук, профессор А. П. Горбунов.

На все уровни и формы обучения в 2022 году потупили 1593 человека
Александр Горбунов. Фото: Константин Бабаларов.

– Александр Павлович, в вузе стартовал новый учебный год. Ему предшествовала приёмная кампания. Чем она отличалась от прошлых лет и каковы её результаты?

– Приёмная кампания в этом году носила особый характер, поскольку были значительно расширены возможности поступления в вуз онлайн через единый портал государственных услуг. Это потребовало значительного напряжения сил, увеличения количества операторов, работающих в приёмной комиссии. Ведь приходилось загружать в электронную систему не только документы, которые прошли через Единый портал, но и те, что были сданы абитуриентами лично через Почту России и информационную систему вуза. Министерство науки и высшего образования России требовало высокой оперативности обновления данных в интересах абитуриентов. И надо сказать, что университет с задачей справился. Электронных документов в этом году благодаря расширению наших возможностей было принято в полтора раза больше в сравнении с прошлым годом.

В целом мы можем оценить приём как успешный. На все уровни и формы обучения поступили 1593 человека – рекордное число за последние десять лет. Оно больше, чем в прошлом году, на 10,4 процента.

У нас приняты студенты на все категории, в том числе на бюджетные места по договорам о целевом обучении; по общей квоте – инвалиды и сироты; по специальной квоте – дети военнослужащих, которые принимают участие в Специальной военной операции на Украине. Большое количество принято на платные места, что тоже подчёркивает интерес к университету.

64 процента поступивших – жители Ставрополья, 32,5 процента – из других регионов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. В вуз пришли молодые люди из 49 регионов России (в прошлом году – из 42 регионов страны). География очень обширна – от Камчатки, Сахалина, других регионов Дальнего Востока до Сибири, Урала, Центра и Северо-Запада страны, в том числе Санкт-Петербурга, Москвы и Подмосковья.

– Есть ли среди поступивших иностранные граждане?

– Да, если суммировать всех, кто поступил не только на основные образовательные программы, но и на подготовительное отделение, курсы русского языка, то получается примерно 140 обучающихся из 20 стран мира. К сожалению, университеты некоторых стран уведомили нас о приостановке ранее заключённых договоров, в том числе о сотрудничестве по программам обмена студентами, но за редким исключением подчеркнули, что готовы возобновить взаимодействие при благоприятных условиях.

Среди зачисленных – граждане Китая. Часть из них поступила к нам самостоятельно, а, кроме того, ещё 93 человека – студенты Ляонинского политехнического университета, с которым у нас заключено соглашение об обучении по программе двух дипломов по подготовке в области информационной безопасности, оно поддержано правительством КНР.

– В последнее время широко обсуждаются пути дальнейшего развития российской высшей школы. О чём идёт речь?

– Прежде всего – о повороте к усилению основ отечественной системы образования в целом, и прежде всего высшего образования, отходе от некоторых параметров, которые навязывались так называемой Болонской системой, однако не выдержали проверки временем.

Как председатель совета ректоров вузов СКФО в июне я участвовал в расширенном заседании Совета Российского союза ректоров, на котором выступили министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков, Президент Российской академии наук А.М. Сергеев, депутаты Государственной Думы РФ, ректоры ведущих российских вузов. Было подчёркнуто, что необходимо без необдуманной ломки, перекосов, спешки усилить отечественную систему высшего образования. Считаю, что её надо превратить в нашу державную систему. Она должна отвечать интересам формирования выпускников, которые нам необходимы как великой державе – с особым цивилизационным видением мира, готовых к выполнению задач развития хозяйственного комплекса страны, придания ему самостоятельного вектора, исключения лишней зависимости от импорта.

Хочу отметить в этой связи, что у нас в вузе в долгосрочной «Стратегии 2050 ПГУ» и в среднесрочной программе стратегического развития на 2019-2025 гг. указано, что мы ориентированы на подготовку выпускников нового типа, способных отстаивать российское духовно-инновационное лидерство, государственные интересы России, защищать их на любых направлениях. С точки зрения того, как мы в социально-личностном плане формируем выпускника университета, насколько фундаментально и перспективно это разработано, мы понимаем, что находимся на правильном пути.

– Какой выпускник средней и высшей школы, на ваш взгляд, нужен нашей стране, какой тип личности?

– Прежде всего он должен быть гражданином и профессионалом. Разорвать это невозможно, и мы не можем в вузе формировать только профессионала. Исходя из этого тезиса, в нашем вузе уже во всех внутренних документах отражено, какой тип выпускника мы должны подготовить, а отсюда - какой для этого нужен тип университета. Мы отвечаем на эти вопросы так: новый тип выпускника – преобразовательный лидер-инноватор, способный создавать новое, полезное, целесообразное, и в то же время неравнодушный человек, отстаивающий российские передовые позиции. А воспитать его должен университет нового типа.

Нашу концепцию университета мы представляли на оксфордских дебатах, и она хорошо там звучала. Я раскрывал её суть в печати, в том числе в журналах, посвящённых высшей школе. Убеждён, что она более передовая, чем две наиболее популярные концепции, перенятые у Запада и сформулированные в западной системе. Одна из них – концепция университета науки, исследований.

А вот, например, Национальный исследовательский университет ИТМО – Санкт-Петербургский Институт точной механики и оптики – позиционирует себя не как университет, а как корпорацию, предпринимательский университет. Там считают, что инженерно-технологическая предпринимательская корпорация выше, чем понятие университета. Мы считаем иначе: университет, в котором формируется личность, уж точно выше бизнес-корпорации.

Концепция предпринимательского университета разрабатывалась на Западе, но у нас в стране стала популяризироваться недавно. Главная нацеленность её сторонников – создавать в вузах предпринимательские структуры, больше втягивать в эту орбиту выпускников, чтобы они на ранних этапах смогли сами создавать стартапы. Ставится задача, чтобы уже в вузах могли бы защищать выпускные квалификационные работы в новой форме – проекта стартапа. Мы, кстати, над этим тоже работаем несмотря на то, что наш вуз социально-гуманитарный. Добились того, что определённый процент выпускных квалификационных работ содержит инновационно-интеллектуальный продукт, который регистрируется и во многих случаях коммерциализируется. Не во всех даже инженерных вузах это есть.

А в этом году через нашу дополнительную общеуниверситетскую программу «Управление инновациями и социальными трансформациями» руководство программы в лице Лии Ревазовны Мхеидзе была организована защита выпускных проектов нового типа. Это ещё не стартапы, под которые должна быть разработана соответствующая юридическая документация, выделено финансирование, но уже реальные проекты, причём их более двух десятков. Защита проходила с привлечением представителей бизнес-структур.

Однако если ограничиться только такой предпринимательской составляющей, то это сужает возможности университета. Университет преобразовательного, креативно-инновационного типа стимулирует, инициирует, реализует инновационность, творчество во всех областях. Прежде всего мы должны инициировать производство новых идей. Университет как структура, как социально-гуманитарное устройство, которое воспроизводит культуру, и есть воспроизводитель новых идей. Он не может оставаться просто университетом размышлений, дебатов, он должен трансформировать эти идеи в исследовательские проекты, а потом доводить до конечного результата – либо коммерциализуя проект, либо, что тоже очень важно, превращая это в социальную практику, которая востребована в обществе. Наша концепция университета, конечно, все это подразумевает.

– В последние полгода существенно осложнилась международная обстановка, Россия подвергается давлению ряда государств. Какие задачи ставят в Пятигорском государственном университете в этих непростых условиях?

– Да, в то время, когда группа недружественных стран, выполняющих задачи стремящейся к господству ультраглобалистской верхушки, ведёт против России агрессивную борьбу, мы должны быть как никогда едины. И те позиции, по которым пытаются расколоть российское общество, мы прекрасно видим, а живя на Северном Кавказе, уже не раз с этим сталкивались. Ясно, что удар будет наноситься для разделения по национальному и конфессиональному признаку. Усиление и поиск новых форм работы со студенчеством по укреплению сотрудничества, взаимного уважения – наша большая задача. Тем более что в ПГУ среди обучающихся представлены 73 субъекта России и 36 зарубежных стран.

На первых собраниях первокурсников мы особый упор делаем на профилактику и борьбу против идеологии экстремизма и терроризма, вообще всякой идеологии расизма, нацизма, национализма, радикализма. Понятно, что в новых условиях мы особое внимание обратим на это. Мы не можем допустить, чтобы молодёжь склонилась к каким-то деструктивным проявлениям.

Университет – не только аудиторные занятия, это большая школа жизни – науки, инновационно-технологического предпринимательства, тех социальных моделей, в которых люди должны жить, выстраивая позитивное общение. Для этого в университете создана и развивается разветвлённая система воспитательной, в том числе внеаудиторной работы. Эти большие возможности позволяют каждому реализоваться в активности – в рамках студенческого самоуправления, в волонтёрстве, спорте, творчестве. Все это позволяет гармонично формировать человека, с интересом относящегося к жизни, патриота, гражданина, уважительного к другим языкам и культурам и успешно осваивающего их.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 14 сентября 2022

Заголовок в газете: Пятигорский госуниверситет. Инновации, лидерство, патриотизм

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру