Пересмотр приватизации на Кавминводах станет гвоздем в крышку гроба бизнеса в России

Пересмотр приватизации на Кавминводах станет гвоздем в крышку гроба бизнеса в России
фото: Елена Баканова

Попытка отменить итоги приватизации курортных объектов на Кавказских Минеральных Водах может стать опасным прецедентом и сигналом для бизнеса, еще оставшегося в России. «Новые Известия» анализируют возможные последствия иска Генпрокуратуры.

В августе Гагаринский суд Москвы по иску Генпрокуратуры признал ничтожными сделки по продаже частным лицам и компаниям объектов курортной инфраструктуры на Кавказских Минеральных Водах. Речь идет о 1763 объектах недвижимости в составе 59 имущественных комплексов и 34 санаторно-курортных учреждений, сообщают «Новые Известия».

Ответчиками по делу выступали Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Федерация профсоюзов Ставропольского края (ФПСК) — как продавцы объектов, а также более ста нынешних владельцев санаториев, гостиниц, грязелечебниц, питьевых бюветов и т.д. — как покупатели.

Рассмотрение дела по иску Генпрокуратуры началось в марте 2022 года, а спустя пять месяцев решение было готово. Эксперты и участники рынка раскритиковали его как противоречащее нормам права и здравому смыслу.

В чем суть претензий

Генпрокуратура России в своем исковом заявлении настаивала, что сделки купли-продажи объектов недвижимости, заключенные в начале 2000-х годов между ФНПР и предпринимателями, были незаконными.

Ведомство указывает на то, что в 1992 году Верховный совет России принял постановление, согласно которому «сохранение историко-культурного наследия» Кавминвод является обязанностью правительства РФ. Тогда же Верховный совет признал недействительными все сделки по приватизации курортном объектов в этом регионе. И наконец, высший орган госвласти постсоветской России постановил, что приватизация курортов КМВ будет проходить только по специально утвержденному порядку, который должно разработать правительство РФ.

Но время шло, а данный документ так и не был разработан и утвержден. В 2002 году Минимущества России передало профсоюзам в лице ФНПР безвозмездно курортные объекты – санатории, гостиницы и прочее. После этого ФНПР начала продавать эти объекты инвесторам, чтобы они привели их в порядок и ввели в оборот.

Именно эти сделки и пытается оспорить Генпрокуратура. По мнению ведомства, раз специальный порядок приватизации объектов на Кавминводах так и не был утвержден, то любые сделки купли-продажи недвижимости в этом регионе незаконны.

Несмотря на абсурдность формулировок, Гагаринский суд Москвы встал на сторону Генпрокуратуры. Таким образом, больше 100 предпринимателей и компаний лишились своей собственности, в которую они на протяжении 20 лет вкладывали деньги.

«Полностью изменится правовая реальность»

Эксперты и участники рынка однозначны в оценках решения Гагаринского суда: это опасный прецедент, который угрожает основам бизнеса во всей стране. Ведь если любой районный суд может отнять любой объект, принадлежащей субъекту предпринимательства на праве собственности, то о какой инвестиционной привлекательности или экономической стабильности можно говорить?

«После вступления такого решения в законную силу полностью изменится правовая реальность при рассмотрении гражданских дел», — говорится в обращении, направленном группой кавминводских предпринимателей депутатам Госдумы РФ.

Представители курортного бизнеса утверждают, что решение суда основано на весьма вольной трактовке статьи Гражданского кодекса, которая позволяет изымать собственность, если она приобретена на доходы, законность которых собственник доказать не может. До сих пор данная статья использовать только для изъятия собственности чиновников-коррупционеров. Самый известный пример на Ставрополье – это иск к бывшему начальнику управления ГИБДД Алексею Сафонову и его семье.

Но в случае с курортными объектами ни один ответчик не является чиновником и не находится под следствием по обвинению в коррупции.

«Фактически суд осуществил конфискацию имущества, безвозмездно изъяв его у собственников в отсутствие на то законных оснований», — говорится в обращении.

«Ситуация носит беспрецедентный характер»

Еще в конце сентября предприниматели – ответчики в этом скандальном процессе – дали пресс-конференцию, на которую пригласили также бизнес-омбудсмена Ставропольского края Кирилла Кузьмина. Уполномоченный по правам предпринимателей назвал происходящее попыткой давления на бизнес.

«Ситуация носит беспрецедентный характер. Более 1700 объектов находятся в иске, и это решение спустя много лет фактически пересматривает итоги законных сделок. Мы считаем однозначно, что права предпринимателей в этой ситуации нарушены», – заявил Кузьмин.

По словам генерального директора санатория «Арника» Юрия Клешни, если решение Гагаринского суда вступит в силу, то будет означать конец курортной индустрии Кавминвод: десятки здравниц прекратят существование, тысячи сотрудников будут уволены, а десятки тысяч туристов потеряю привычное и излюбленное место отдыха внутри страны.

Не видят смысла в иске Генпрокуратуры и эксперты, опрошенные «Новыми Известиями». В частности, доцент Финансового университета при правительстве РФ Оксана Васильева указывает, что сроки исковой давности по таким делам уже истекли. Почему Генпрокуратура решила пересмотреть сделки двадцатилетней давности, неизвестно.

«Срок для оспаривания приватизации вообще-то – три года. Какие у Генпрокуратуры были основания для продления срока исковой давности? Это тоже нужно выяснять», — сказала Васильева.

Юристы также указывают на слабость позиции Генпрокуратуры и перспективу успешного обжалования решения в апелляционной и кассационной инстанциях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру