Развитие наставничества – важнейшая задача формирования гражданского общества в России

Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других, и о проблемах общества

В последние годы проблемой гражданского общества становится то, что для многих подростков цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утрачивают общественную ценность и значимость. Главенствует потребительский принцип – больше благ и привилегий, меньше работать и учиться.

Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других, и о проблемах общества
Даже если одного подростка удастся вернуть в общество социально здоровым, наставить на путь истинный – это уже победа. Фото: system-itc.ru.

Семья постепенно утрачивает свою основную воспитательную функцию, так как у родителей из-за занятости просто не хватает времени на собственных детей.

Следствием такого понимания жизненных ценностей является, в том числе рост подростковой преступности. Но путь к совершению преступления довольно длительный. Начинается все с, казалось бы, безобидных пропусков занятий в школе, употребления в общении ненормативной лексики, затем подросток закурил, стал употреблять спиртные напитки, совершил административное нарушение, следующий шаг – преступление.

Этот итог от равнодушия взрослых к проблемам детей, отсутствия внимания к ним, от утраты контакта, ненадлежащего контроля и от безнаказанности за совершение противоправных поступков.

Необходимо не упустить момент и своевременно помочь ребенку.

Кто поможет подростку, оказавшемуся в «группе риска»?

Эта задача по силам старшему поколению, которое способно защитить подрастающую молодежь от негативного влияния.

В авторитетном и мудром наставнике нуждаются не только дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, но и другие подростки, не способные самостоятельно разобраться и справиться со своими проблемами.

Вместе с тем дети, находящиеся в социально опасном положении в силу определенных обстоятельств более других категорий подростков подвержены негативным внешним воздействиям со стороны, в том числе криминальных элементов. Поэтому им необходима наша повседневная помощь и поддержка.

Убеждение и личный пример, моральная поддержка, укрепление веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность и так далее, безусловно, способствуют формированию здоровой и морально и физической личности!

История «Института наставничества»

Не стоит забывать многовековой опыт наших предков по формированию мировоззрения у подрастающего поколения. В прошлом наставничество встречалось повсюду. Мальчика или девочку наставляли родители и другие члены семьи. Наставничество было основным методом обучения у ремесленников, где ученик проводил годы вместе с мастером, учась не только навыкам работы, но и умению жить.

Почти у каждого из знаменитых, выдающихся, известных людей был свой наставник. Так, у полководца Александра Македонского наставником был известный философ Аристотель. Скульптор, художник, ученый Леонардо да Винчи с 14 лет воспитывался у флорентийского скульптора и живописца А. Ворроккьо. Российский император Александр I рос в заботе своей няни Прасковьи Ивановны Геслер. Огромное влияние на литературный дар Александра Сергеевича Пушкина оказали сказки его няни Арины Родионовны.

Существует и отечественная практика использования наставничества в воспитании подрастающего поколения. Изначально это была житейская, обывательская система воспитания молодежи. Своих 5-6-летних отпрысков наши предки-славяне отдавали на воспитание мудрым наставникам.

Потом подростков передавали на воспитание ближайшим родственникам (как правило, это был брат сестры – дядька) или соседям. Сохранилась и поговорка: «Каковы дядьки, таковы и дитятки». Считалось, что наставник обязательно должен быть «порядочным, нравственным, умелым, деловитым и благочестивым».

С принятием христианства функции воспитателей с добропорядочных соседей переходят к священнослужителям, которые стали обучать грамоте детей всех сословий, давать наставления учителям, как обучать детей.

Востребованным «Институт наставничества» оказался и в советское время. Правда, акцент в этот период переместился с воспитательной функции на образовательную. Основным видом наставничества становится репетиторство, дополняющее государственную систему образования. Известен опыт наставничества на производстве, где главной задачей было формирование у молодого человека творческого отношения к труду, чувства коллективизма, «тот социальный, моральный климат, при котором никакие задачи не видятся трудными и непосильными».

К сожалению, наставничество, в истинном смысле этого слова, сегодня стало редким явлением в нашей жизни.

А ведь с наставником можно за полгода научиться большему, чем без него за всю жизнь. И научиться именно тому, что нужно для достижения успеха.

Задачей наставника является формирование системы ценностей, которые, влияя на сознание подростка и, формируя модель его поведения, позволят ему вести морально и физически здоровый образ жизни.

Что же такое – наставничество?

Прежде всего, наставничество – добровольческий вид деятельности социально активных людей, готовых понять и помочь, в первую очередь, детям.

Свой путь самосовершенствования, саморазвития человек проходит не один. В этом ему, как правило, помогает его наставник, который должен быть человеком образованным, эрудированным, с богатым жизненным опытом и оптимизмом, обязательно, владеющий каким-либо ремеслом. Наставниками могут быть родители, педагоги, тренеры по спорту, лица из числа специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей общественных объединений, духовенства, казачества, военнослужащих, ветеранов войны, труда, спорта, пенсионеров (в том числе правоохранительных органов), представителей органов местного самоуправления, депутатского корпуса, студентов вузов педагогических специальностей.

Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других, и о проблемах общества.

Наставничество как вид добровольческой деятельности это:

– эффективный способ помогать решать жизненные проблемы отдельному подростку. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят решения;

– возможность найти себя и сформировать жизненные устои, которые позволят ему вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.

Система наставничества – это процесс взаимодействия наставника со своим «подшефным», нацеленный на формирование внутренних морально-нравственных установок у подростка.

Как добиться успеха в наставнической деятельности?

Во-первых, в «подшефном» изначально следует видеть целостную личность.

Во-вторых, наставничество должно охватывать как можно большее число сфер жизнедеятельности подростка.

В-третьих, наставник создает условия для того, чтобы «подшефный» смог сам видеть свои слабые и сильные стороны, пожелал стать ответственным, достойным и благополучным человеком.

В-четвертых, отношения между наставником и «подшефным» выстраиваются по принципу сотрудничества.

Наставничество – это личный пример и обучение.

Кроме того существенное значение имеет способность завоевать доверие подростка, передать свои жизненные установки, из которых «подшефный» получает дополнительные силы для внутреннего совершенства.

Подросток сегодня находится в достаточно непростой ситуации. Информация, исходящая с экранов телевизоров, из интернета, уличной рекламы, социальных сетей и так далее часто оказывает отрицательное воздействие на ребенка, несет много соблазнов, что провоцирует его на совершение противоправных действий.

Помочь определить жизненный путь и сделать правильный выбор, создать благоприятные условия для того, чтобы подросток состоялся как личность – основная миссия наставника.

Каждый наставник, исходя из особенностей личности несовершеннолетнего, опираясь на свой жизненный опыт, во взаимодействии с педагогами и психологами, должен выбирать для себя наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы.

Так, беседы «по-мужски», без жёсткости и угроз действуют на ребят очень эффективно, ведь зачастую подростки так называемой «группы риска» растут без отцов и достаточного мужского внимания.

У каждого несовершеннолетнего (из благополучных и неблагополучных семей) свои проблемы, поэтому и подход должен быть индивидуальным.

Принципы наставничества.

– личностный индивидуальный подход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, сострадать, помогать;

– системность, то есть повседневный и всесторонний анализ проблем социальной дезадаптации подростка группы риска и применение системы адекватных мероприятий;

– вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование подхода «Сделай себя личностью сам»;

– объективность подхода к подростку – знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);

– коммуникативность – способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, психологами, юристами, представителями власти) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку;

– неразглашение информации о ребенке и его семье;

– оказание помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства.

Наставники в ходе проведения профилактической работы с «подшефными» подростками интересуются учебой, встречаются с родителями, учителями, изучают жилищно-бытовые условия, оказывают помощь в решении семейных проблем, вовлекают подростка в спортивные секции, кружки по интересам.

Об эффективности работы наставников могут свидетельствовать отсутствие фактов совершения ими правонарушений, наличие положительной динамики их успеваемости и посещения учебных занятий и т.д.

Наставниками не могут быть граждане:

– признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

– лишенные решением суда родительских прав или ограниченные в родительских правах;

– отстраненные от выполнения обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя по причине ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей;

– имеющие судимость;

– отрицательно характеризующиеся по месту работы, учебы, проживания.

Сегодня перед всеми нами, кому небезразлична судьба детей, стоит серьёзная задача – оказать помощь каждому неблагополучному ребёнку, увлечь его, чтобы полностью не потерять. Ведь даже если одного подростка удастся вернуть в общество социально здоровым, наставить на путь истинный – это уже победа.

Поэтому мы обращаемся ко всем, имеющим все обозначенные выше качества, осознавшим свою готовность к этому благому делу: «Становитесь наставниками нашего подрастающего поколения. Сделайте их жизнь достойной и яркой»! Для этого нужно сделать простой шаг – обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном районе или городском округе края.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 16 ноября 2022

Заголовок в газете: Каждому нужен свой Аристотель

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру