Наследники Византии

Новые открытия ставропольских краеведов

В Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова прошёл праздник творческих открытий «Ставропольская книга-2023». Он отмечается один раз в год. И на нём, как обычно, были представлены лучшие исследовательские труды ставропольских учёных и краеведов. В числе номинаций: «Подвижник краеведения», «Память Ставрополья», «Региональные исследования», «Малая Родина», «Кавказские Минеральные Воды: вехи истории», «История и культура казачества», «Литературное краеведение», «Семейное чтение». Их авторам были вручены Дипломы признания.

Новые открытия ставропольских краеведов
Николай Охонько. Фото автора.

Работы некоторых дипломантов стали настоящим открытием не только для рядовых читателей, но и для ученого мира. В первую очередь это масштабный исследовательский труд известного краеведа и археолога, ученого, директора Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, заслуженного работника культуры РФ Николая Охонько.

Он называется «Новые смыслы Кяфарского мавзолея». Эта книга – продолжение монографии «Кяфарский мавзолей аланского правителя XI века и вопросы его интерпретации». Оба уникальных издания были представлены на выставке. А автор удостоен диплома в номинации «Подвижник краеведения».

Кяфарский мавзолей

Что же это за мавзолей? И кто тот аланский правитель? Зададим вопросы самому Николаю Анатольевичу. 

– Это уникальный памятник, раритет нашего музея, единственный на Кавказе, да, пожалуй, и в Евразии – большой мавзолей аланского царя, весь покрытый изображениями, настолько монументальный и сложный, что с середины XIX века не решались приступить к расшифровке его изображений.

Он находится во дворе нашего музея. Мы создали там лапидарную экспозицию - более 40  каменных памятников, - и он является и структурообразующим, и смысловым центром. Весь оцифрован в 3Д и размещен на сайте. Таким образом стал доступен для изучения всему миру. И есть резонанс, когда заинтересовавшиеся этим памятником ученые мира вдруг находят на карте Ставрополь. 

– Уже находят?

– Да. Мы свою миссию видели в этом. Когда вышла первая книга «Кяфарский мавзолей аланского правителя ХI века и вопросы его интерпретации», я увидел, что многое недосказано на волне тех моих знаний. И вышла вторая книга. Она называется «Новые смыслы Кяфарского мавзолея».

– А что значит Кяфарский?

– В Карачаево-Черкесии на речке Кяфар есть городище, которое местное население назвало Кяфарским. Кяфар, Кяфир – неверный. Это мусульмане уже после XVII века увидели там массу христианских памятников. И в их числе этот мавзолей. На нем нанесены восемь крестов, восемь раз крест повторен. Потому что в XI веке там был центр Западной Алании. Резиденция аланского царя. Аланский царь принял христианство. И аланы приняли христианство. Около этого городища возник целый могильник аланских царей. Там  их около четырнадцати. Среди них самый  большой, мы с учеными считаем, что он принадлежал самому выдающемуся аланскому царю Дургулелю Великому.

Он состоял в родственных связях с византийскими императорами, грузинскими царями, абхазскими царями и вошел в мировую историю. И вот этот памятник скромно стоял, люди в него всматривались, а понять его содержание и расшифровать удалось только после того, как его оцифровали и стало возможно с помощью научных методов, изменения цвета, поверхности, увеличения, уменьшения изображения, рассмотрения под разными ракурсами точно реконструировать все рисунки. Появилось понимание всей этой изобразительной программы и всего памятника в целом.

- Как вам удалось расшифровать рисунки древних алан? 

- Эта тема была еще в моей дипломной работе. 40 лет я искал, через какую призму туда смотреть. Смотрю, вроде бы, эпос в основе лежит. Начинаю применять эпос, кое-что понимается. Видны элементы какого-то фольклора. Вижу какие-то личности, явно служителей культа. Там очень много зверей разных, так называемый средневековый пестиарий. Но не было системы. И при этом я видел очень мощную христианскую нагрузку.

Но в атеистическую эпоху было сложно. Я не был атеистом, но у меня не было литературы по богословию, которая могла бы рассказать, что такое крест, евхаристия, литургия, какие представления у христиан о царстве небесном. И только уже в наше время, когда вышли православная энциклопедия (67 томов, блестящее издание) и другая литература, когда я погрузился в христианское богословие, то нашел главный фокус, через который все начало пониматься. А остальное элементы человеческой жизни – там изображены виночерпий рядом с царем, царская собака, у него был собственный певец-сказитель – все приложилось к ядру христианскому. И стало понятно.

– То есть это сопряжение знаний светских и религиозных?

– Да. И все это я сделал в канун юбилея 1100-летия крещения Алании, которое мы отмечали в 2022 году. Это было за 60 лет до крещения Руси. Сегодня самые древние памятники христианства России находятся на нашей земле: на Ставрополье и в Карачаево-Черкесии. В Константинопольском патриархате (Византии) был такой список митрополий: 60-е место в нем занимала Русская митрополия, а следом 61-й шла Аланская. 

– Какого же века этот мавзолей во дворе вашего музея?

– XI. В X веке Алания приняла христианство. В XI веке оно уже прочно утвердилось. И храмы, которые мы сегодня видим у Архыза, Теберды – свидетельства того расцвета христианства. Царь аланский там воцерковлялся, в эти храмы ходил. В древних рисунках показано, что он участвует в литургиях, ведет духовную битву со злыми силами и получает достойное место  в царстве небесном. Вот так потомки его прославили.

– То есть мы потомки Византии?

– Мы потомки Византийской цивилизации.

Расшифровав древние рисунки, Николай Охонько дал возможность научному сообществу, а вместе с ним и нам узнать много не только о жизни аланского царя, но и всего аланского общества. Он приблизил к нам древнюю историю близкого народа. Вспомним, что Северная Осетия носит второе имя Алания.

Остается объяснить, как мавзолей царя Дургулеля попал в Ставрополь. В советский период Карачаево-Черкесия входила в состав Ставропольского края. И еще в 1957 году сотрудник музея Л.Н. Глушков убедил руководство, что памятник нужно вывезти, потому что местное лесничество начало на могильниках добывать камень для продажи. Вывезли. Сохранили. Расшифровали. И явили миру научный раритет.

Собиратели памяти

Татьяна Ивановна Томашева – человек удивительный. Журналист, художница, влюбленная в свое Апанасенковье и его столицу село Дивное. На празднике творческих открытий были представлены ее картины, в основном пейзажи родной стороны. И сразу три книги в номинации «Малая Родина». Две – история оккупации и освобождения от фашистских захватчиков родного района. А третья – «Дорога к храму». История, как в годы безбожия разрушили храм, использовав камень на строительство Дома культуры, а затем спустя десятилетия построили на деньги прихожан новый храм в райцентре.

Но дело не только в том, что она написала эти книги. Она сумела привлечь других увлеченных краеведением земляков, зажечь простых людей желанием помочь в издании книг, интересных очень многим.

Но давайте послушаем саму Татьяну Ивановну. Она заместитель директора филиала Издательского дома «Периодика Ставрополья», редакция газеты «Приманычские степи».  

– Двухтомник называется «Апанасенковье в годы Великой Отечественной войны. Август 1942 - январь 1943 годов».  Первая часть «Оккупация». Вторая - «Освобождение». Нас три автора. Автором проекта была я. К первому проекту был привлечен Юрий Филиппович Калинин. Он житель села Киевка, краевед, много лет  был учителем. Живет в Ставрополе, и ему было проще здесь работать в архивах. Помогал мне с партизанским отрядом «Сергей», действовавшим в наших местах: предоставил списки участников, примеры деятельности.

Ко второму тому книги я привлекла нашего местного краеведа из райцентра Владимира Дмитриевича Яковенко, у которого много материалов по освобождению не только села Дивное, но и других территорий Ставропольского края и Калмыкии.

Он прослеживал путь тех воинских подразделений, которые освобождали Дивное, до Берлина. И поделился историями жизни командиров, их боевого пути, фотографиями бойцов, которые освобождали Апанасенковье. И в первом, и во втором томе большое количество материалов из газеты «Приманычские степи» начиная с 1943 года.

Тираж этого патриотического издания всего 100 экземпляров. Издано на пожертвования односельчан. Книги переданы в библиотеки школ, сел района. А вот удовлетворить всех желающих иметь дома историю оккупации и освобождения своего района нет возможности. К сожалению. Не нашлось в районе спонсоров для более масштабного издания.

Долг дочери

Диплом в номинации «Память Ставрополья» был вручен дочери уже давно ушедшего из жизни Акима Сергеевича Лачинова. Награда за книгу «Преодоление невозможного. Записки военнопленного, бывшего узника концентрационных лагерей в фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Учитель из Чечено-Ингушской АССР, призванный на фронт, попал в плен под Гродно. Его перемещали из одного концлагеря в другой в Польше, потом в Германии, изнуряли голодом, нечеловеческими условиями быта, непосильной работой, пытались уничтожить как еврея, и он вынужден был доказывать, что он хоть и брюнет, но по национальности армянин.  Сталкивался не только с геноцидом, но и с предательством своих и получал помощь от чужих.

Освободили его 17 апреля 1945 года американцы. Но путь на Родину из оккупационной зоны оказался не быстрым. И на Родине поначалу встретили недоверием и косыми взглядами: был в плену. Но вынес все. И добился возвращения к учительской работе, которую считал своим призванием. После войны окончил Грозненский пединститут, работал учителем русского языка и литературы в Чечне, Дагестане, Ставропольском крае и снова в Чечне. Умер в 1994 году в Гудермесе. Там и похоронен.

Завещал детям издать его воспоминания о фашистском плене в назидание потомкам, чтобы понимали, что такое нацизм. Выполнить волю отца спустя годы смогла дочь Людмила Акимовна, старший научный сотрудник Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость».

«Фашизм и неонацизм в мире снова поднимают голову, предавая забвению все ужасы, которые пришлось пережить нашим дедам и отцам. Из памяти молодого поколения выхолащивается правда о подвигах наших предков. Но мы должны помнить о тех, кто отдал и продолжает отдавать свои жизни за независимость и благополучие нашей Родины», - пишет Л. Лачинова в послесловии к книге отца.

И в заключение отмечу, что праздник творческих открытий, собравший ученых, писателей, краеведов-профессионалов,  любителей и просто читателей, состоялся благодаря энтузиастам и большим патриотам родного Ставрополья из отдела краеведческой литературы краевой библиотеки.

Как отметила заведующая отделом заслуженный работник культуры РФ Тамара Юрьевна Кравцова, современное краеведение – одна из точек опоры патриотического воспитания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру