Работы некоторых дипломантов стали настоящим открытием не только для рядовых читателей, но и для ученого мира. В первую очередь это масштабный исследовательский труд известного краеведа и археолога, ученого, директора Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, заслуженного работника культуры РФ Николая Охонько.
Он называется «Новые смыслы Кяфарского мавзолея». Эта книга – продолжение монографии «Кяфарский мавзолей аланского правителя XI века и вопросы его интерпретации». Оба уникальных издания были представлены на выставке. А автор удостоен диплома в номинации «Подвижник краеведения».
Кяфарский мавзолей
Что же это за мавзолей? И кто тот аланский правитель? Зададим вопросы самому Николаю Анатольевичу.
– Это уникальный памятник, раритет нашего музея, единственный на Кавказе, да, пожалуй, и в Евразии – большой мавзолей аланского царя, весь покрытый изображениями, настолько монументальный и сложный, что с середины XIX века не решались приступить к расшифровке его изображений.
Он находится во дворе нашего музея. Мы создали там лапидарную экспозицию - более 40 каменных памятников, - и он является и структурообразующим, и смысловым центром. Весь оцифрован в 3Д и размещен на сайте. Таким образом стал доступен для изучения всему миру. И есть резонанс, когда заинтересовавшиеся этим памятником ученые мира вдруг находят на карте Ставрополь.
– Уже находят?
– Да. Мы свою миссию видели в этом. Когда вышла первая книга «Кяфарский мавзолей аланского правителя ХI века и вопросы его интерпретации», я увидел, что многое недосказано на волне тех моих знаний. И вышла вторая книга. Она называется «Новые смыслы Кяфарского мавзолея».
– А что значит Кяфарский?
– В Карачаево-Черкесии на речке Кяфар есть городище, которое местное население назвало Кяфарским. Кяфар, Кяфир – неверный. Это мусульмане уже после XVII века увидели там массу христианских памятников. И в их числе этот мавзолей. На нем нанесены восемь крестов, восемь раз крест повторен. Потому что в XI веке там был центр Западной Алании. Резиденция аланского царя. Аланский царь принял христианство. И аланы приняли христианство. Около этого городища возник целый могильник аланских царей. Там их около четырнадцати. Среди них самый большой, мы с учеными считаем, что он принадлежал самому выдающемуся аланскому царю Дургулелю Великому.
Он состоял в родственных связях с византийскими императорами, грузинскими царями, абхазскими царями и вошел в мировую историю. И вот этот памятник скромно стоял, люди в него всматривались, а понять его содержание и расшифровать удалось только после того, как его оцифровали и стало возможно с помощью научных методов, изменения цвета, поверхности, увеличения, уменьшения изображения, рассмотрения под разными ракурсами точно реконструировать все рисунки. Появилось понимание всей этой изобразительной программы и всего памятника в целом.
- Как вам удалось расшифровать рисунки древних алан?
- Эта тема была еще в моей дипломной работе. 40 лет я искал, через какую призму туда смотреть. Смотрю, вроде бы, эпос в основе лежит. Начинаю применять эпос, кое-что понимается. Видны элементы какого-то фольклора. Вижу какие-то личности, явно служителей культа. Там очень много зверей разных, так называемый средневековый пестиарий. Но не было системы. И при этом я видел очень мощную христианскую нагрузку.
Но в атеистическую эпоху было сложно. Я не был атеистом, но у меня не было литературы по богословию, которая могла бы рассказать, что такое крест, евхаристия, литургия, какие представления у христиан о царстве небесном. И только уже в наше время, когда вышли православная энциклопедия (67 томов, блестящее издание) и другая литература, когда я погрузился в христианское богословие, то нашел главный фокус, через который все начало пониматься. А остальное элементы человеческой жизни – там изображены виночерпий рядом с царем, царская собака, у него был собственный певец-сказитель – все приложилось к ядру христианскому. И стало понятно.
– То есть это сопряжение знаний светских и религиозных?
– Да. И все это я сделал в канун юбилея 1100-летия крещения Алании, которое мы отмечали в 2022 году. Это было за 60 лет до крещения Руси. Сегодня самые древние памятники христианства России находятся на нашей земле: на Ставрополье и в Карачаево-Черкесии. В Константинопольском патриархате (Византии) был такой список митрополий: 60-е место в нем занимала Русская митрополия, а следом 61-й шла Аланская.
– Какого же века этот мавзолей во дворе вашего музея?
– XI. В X веке Алания приняла христианство. В XI веке оно уже прочно утвердилось. И храмы, которые мы сегодня видим у Архыза, Теберды – свидетельства того расцвета христианства. Царь аланский там воцерковлялся, в эти храмы ходил. В древних рисунках показано, что он участвует в литургиях, ведет духовную битву со злыми силами и получает достойное место в царстве небесном. Вот так потомки его прославили.
– То есть мы потомки Византии?
– Мы потомки Византийской цивилизации.
Расшифровав древние рисунки, Николай Охонько дал возможность научному сообществу, а вместе с ним и нам узнать много не только о жизни аланского царя, но и всего аланского общества. Он приблизил к нам древнюю историю близкого народа. Вспомним, что Северная Осетия носит второе имя Алания.
Остается объяснить, как мавзолей царя Дургулеля попал в Ставрополь. В советский период Карачаево-Черкесия входила в состав Ставропольского края. И еще в 1957 году сотрудник музея Л.Н. Глушков убедил руководство, что памятник нужно вывезти, потому что местное лесничество начало на могильниках добывать камень для продажи. Вывезли. Сохранили. Расшифровали. И явили миру научный раритет.
Собиратели памяти
Татьяна Ивановна Томашева – человек удивительный. Журналист, художница, влюбленная в свое Апанасенковье и его столицу село Дивное. На празднике творческих открытий были представлены ее картины, в основном пейзажи родной стороны. И сразу три книги в номинации «Малая Родина». Две – история оккупации и освобождения от фашистских захватчиков родного района. А третья – «Дорога к храму». История, как в годы безбожия разрушили храм, использовав камень на строительство Дома культуры, а затем спустя десятилетия построили на деньги прихожан новый храм в райцентре.
Но дело не только в том, что она написала эти книги. Она сумела привлечь других увлеченных краеведением земляков, зажечь простых людей желанием помочь в издании книг, интересных очень многим.
Но давайте послушаем саму Татьяну Ивановну. Она заместитель директора филиала Издательского дома «Периодика Ставрополья», редакция газеты «Приманычские степи».
– Двухтомник называется «Апанасенковье в годы Великой Отечественной войны. Август 1942 - январь 1943 годов». Первая часть «Оккупация». Вторая - «Освобождение». Нас три автора. Автором проекта была я. К первому проекту был привлечен Юрий Филиппович Калинин. Он житель села Киевка, краевед, много лет был учителем. Живет в Ставрополе, и ему было проще здесь работать в архивах. Помогал мне с партизанским отрядом «Сергей», действовавшим в наших местах: предоставил списки участников, примеры деятельности.
Ко второму тому книги я привлекла нашего местного краеведа из райцентра Владимира Дмитриевича Яковенко, у которого много материалов по освобождению не только села Дивное, но и других территорий Ставропольского края и Калмыкии.
Он прослеживал путь тех воинских подразделений, которые освобождали Дивное, до Берлина. И поделился историями жизни командиров, их боевого пути, фотографиями бойцов, которые освобождали Апанасенковье. И в первом, и во втором томе большое количество материалов из газеты «Приманычские степи» начиная с 1943 года.
Тираж этого патриотического издания всего 100 экземпляров. Издано на пожертвования односельчан. Книги переданы в библиотеки школ, сел района. А вот удовлетворить всех желающих иметь дома историю оккупации и освобождения своего района нет возможности. К сожалению. Не нашлось в районе спонсоров для более масштабного издания.
Долг дочери
Диплом в номинации «Память Ставрополья» был вручен дочери уже давно ушедшего из жизни Акима Сергеевича Лачинова. Награда за книгу «Преодоление невозможного. Записки военнопленного, бывшего узника концентрационных лагерей в фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Учитель из Чечено-Ингушской АССР, призванный на фронт, попал в плен под Гродно. Его перемещали из одного концлагеря в другой в Польше, потом в Германии, изнуряли голодом, нечеловеческими условиями быта, непосильной работой, пытались уничтожить как еврея, и он вынужден был доказывать, что он хоть и брюнет, но по национальности армянин. Сталкивался не только с геноцидом, но и с предательством своих и получал помощь от чужих.
Освободили его 17 апреля 1945 года американцы. Но путь на Родину из оккупационной зоны оказался не быстрым. И на Родине поначалу встретили недоверием и косыми взглядами: был в плену. Но вынес все. И добился возвращения к учительской работе, которую считал своим призванием. После войны окончил Грозненский пединститут, работал учителем русского языка и литературы в Чечне, Дагестане, Ставропольском крае и снова в Чечне. Умер в 1994 году в Гудермесе. Там и похоронен.
Завещал детям издать его воспоминания о фашистском плене в назидание потомкам, чтобы понимали, что такое нацизм. Выполнить волю отца спустя годы смогла дочь Людмила Акимовна, старший научный сотрудник Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость».
«Фашизм и неонацизм в мире снова поднимают голову, предавая забвению все ужасы, которые пришлось пережить нашим дедам и отцам. Из памяти молодого поколения выхолащивается правда о подвигах наших предков. Но мы должны помнить о тех, кто отдал и продолжает отдавать свои жизни за независимость и благополучие нашей Родины», - пишет Л. Лачинова в послесловии к книге отца.
И в заключение отмечу, что праздник творческих открытий, собравший ученых, писателей, краеведов-профессионалов, любителей и просто читателей, состоялся благодаря энтузиастам и большим патриотам родного Ставрополья из отдела краеведческой литературы краевой библиотеки.
Как отметила заведующая отделом заслуженный работник культуры РФ Тамара Юрьевна Кравцова, современное краеведение – одна из точек опоры патриотического воспитания.