Если раньше профессорско-преподавательский состав непосредственно включался в вопросы воспитания студенческой молодёжи лишь там, где конкретные вузы придавали этому особо важное значение, то после дискуссий и обсуждений в предыдущие годы «Голос Поколения» возобладала точка зрения, что практику пора расширять повсеместно.
На московском сезоне «Голоса Поколения. Преподаватели» во вступительном слове Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации, отметила: «В воспитательном процессе участвуют все: ректоры, проректоры, преподаватели. Личный пример оказывает значимое влияние на студентов, меняя восприятие и отношение во многих моментах. Поэтому важно, чтобы мы все были в одной большой экосистеме. Это позволяет еще быстрее решать задачи, стоящие перед нами сегодня».
Немного истории
Программа «Голос Поколения» стартовала при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2022 году совместно с Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь). Тогда в ней приняли участие более 400 человек – преподавателей социально-гуманитарных дисциплин образовательных организаций высшего образования и сотрудников подразделений молодежной политики и воспитательной деятельности.
Годом позже программу уже со всеми основаниями называли флагманской. После участия в ее мероприятиях 2023 года в свои вузы в восьми федеральных округах вернулись уже в четыре раза больше ее участников с четким намерением экспериментировать и без промедления приступать к адаптации воспитательных моделей вопросов развития актуальной молодежной политики.
Третий год программы
Очередной цикл программы «Голос Поколения. Преподаватели» разворачивается с поздней весны 2024 года сначала на площадке Международной выставки-форума «Россия» и в московском РУДН, а затем и в других крупных городах страны во всех ее федеральных округах.
В увлекательный водоворот интерактивных встреч, заинтересованных споров и дискуссионных площадок окунулись свыше пяти тысяч преподавателей российских вузов, включая тех, кто ведет подготовку студентов по направлению «Организация работы с молодежью».
Участники программы исследовали ключевую роль гуманитарных знаний в воспитании личности, совместно искали единую повестку для воспитательной деятельности и молодежной политики. Применяли актуальные инструменты и методы освоения навыков системного управления, опирались на игротехнические форматы и из первых уст знакомились с мнениями авторитетных экспертов.
Таким образом, уже на всю страну масштабируется сообщество преподавателей, готовое формулировать амбициозные и действенные сценарии того, как практически профессорско-преподавательский состав включится в вузах во взаимодействие с молодежью.
Мероприятия программы собирают увлеченных профессионалов, которые умеют общаться с молодежью, опираются в своей работе не только на опыт корифеев педагогики, но и активно впитывают новые форматы работы и наработки коллег. Многие участники не раз отмечали, как хорошо в программе сбалансированы передовая теория, проверенная практика и открытая дружелюбная атмосфера.
Замечательно, что после очной части программы ее участники не остаются наедине только со своими коллегами по вузу, продуктивное общение и обмен новыми грандиозными идеями не прекращаются в чатах.
Что нового в этом году? Ответы звучат в Пятигорске
Новый этап программы, названный «Голос поколения. Проректоры + преподаватели», его организаторы разрабатывали уже давно.
Этап расширяет сообщество специалистов, занятых воспитательной работой и молодежной политикой университетов, в том числе с непосредственным участием принимающих решения ответственных лиц.
Отбор прошли 1600 преподавателей. Начиная с осени на базе Центра знаний «Машук» в Пятигорске в формате командных заездов они совместно с 200 проректорами по молодежной политике и воспитательной деятельности занимаются формированием сплоченных вузовских команд.
Конечно, не все сразу, а в семь потоковых смен, последняя из которых развернется в ноябре 2024 года. Мероприятия программы в Пятигорске организует Пятигорский государственный лингвистический университет (ПГУ).
Посредством интерактивных лекций, обмена опытом и кейсами конкретных вузов сообщество наращивает осведомленность в методиках, повышающих творческий потенциал и мотивацию студентов к учебе, а преподавателей к саморазвитию.
Увлеченные своей работой участники программы прикладывают максимум усилий к тому, чтобы создать в вузах страны поддерживающую образовательную среду, способную учесть индивидуальные потребности студентов и реализовывать в их интересах новые масштабные инициативы.
Драйверами изменений воспитательного процесса в конкретном вузе станут участники программы – преподаватели и проректоры.
Теперь, встречая абитуриентов после школы, вузы смогут уверенно помогать каждому молодому человеку гармонично развиться как личности, закрепляя позитивные ценностные ориентации, принимая разнообразие их эмоций и переживаний, поддерживать желание участвовать в общественной жизни вуза и своего региона.