7 марта 1856 года родился русский художник Михаил Александрович Врубель. Художник-мистик, новатор, которому приписывают авторство мозаики знаменитых Нарзанных Ваннах, зодческого шедевра Кисловодска, и теплую дружбу с Федором Шаляпиным.
Михаил Врубель начал заниматься рисованием еще в раннем детстве. По воле отца, который мечтал, чтобы он стал юристом, Михаил сначала последовал этой тропой, но вскоре оставил юридическую карьеру ради поступления в Академию художеств.
В 1885 году художник отправился в Италию, чтобы ознакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в церквях. Во время своего путешествия Михаил Врубель много работал, создавая эскизы и акварели, и даже за одну ночь сделал стофигурную композицию «Орфей в аду».
В Венеции Врубель встретил Дмитрия Менделеева. Ученый порекомендовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы защитить их от влаги. В течение следующих полутора месяцев Врубель создал три иконы: «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель». В 1889 году Врубель перебрался в Москву.
В тот период вместе с другими известными художниками - Ильей Репиным, Иваном Айвазовским и Иваном Шишкиным - он работал над иллюстрациями к собранию сочинений Михаила Лермонтова. Одновременно художник создавал большое полотно «Демон сидящий», что положило начало его «демоническому циклу», который включал рисунки, скульптуры и живописные произведения.
«…Я пишу Демона, а именно не монументального Демона, которого я планирую создать позднее, а «демоническое» -полуобнаженная, крылатая, молодая фигура, погруженная в задумчивость, сидит на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, к которой тянутся ветви, гнущихся от тяжести цветов», - делился Михаил Врубель.
В это время начинает формироваться особый стиль художника: он использовал филигранные угловатые мазки, напоминающие мозаику. Вскоре Врубель переехал из Москвы в Абрамцево — имение Саввы Мамонтова. Там он стал активным участником абрамцевского кружка, оформляя сказочные оперы Николая Римского-Корсакова.
В имении Мамонтова художник возглавил майоликовую мастерскую, создавая гипсовые скульптуры и декоративные панно на заказ, и несколько раз выезжал в Италию - сначала с самим Мамонтовым, а затем с его сыном Сергеем.
В начале 1896 года Михаил Врубель встретил свою будущую жену оперную певицу Надежду Забелу. Он сделал ей предложение почти сразу, и она согласилась.
В 1900 году художник получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». В 1901 году у них родился сын. Надежда Забела оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В эти годы он вновь писал демонов.
В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу - с этого момента начался период его угасания. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В 1906 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.
Врубеля связывала теплая дружба с Федором Шаляпиным. Одной из совместных работ двух гениев стала постановка оперы «Моцарт и Сальери» по врубелевским эскизам, в которой Фёдор Шаляпин изображал Сальери исключительно по замечаниям Врубеля и по его наброску, детализируя тип завистливого придворного музыканта. Убедиться в этом можно, сравнивая рисунок М. А. Врубеля «Сальери всыпает яд в бокал Моцарта» и фотографии Ф. И. Шаляпина в образе Сальери.
Не менее примечательным аспектом его творчества являются витражи, которые он создал для здания Нарзанных Ванн в Кисловодске. Эти витражи не только прекрасный пример декоративного искусства, но и символ уникального архитектурного наследия региона. Врубель умело сочетал форму, цвет и свет, создавая волшебную атмосферу Мавритании, которая продолжает привлекать внимание жителей и туристов.