В России могут ввести специальные права для управления электросамокатами, а минимальный возраст для их использования повысится до 16 лет. Эксперт СКФУ объясняет, почему эти меры необходимы и как они повлияют на безопасность дорожного движения.
Самокатчиков планируется приравнять к водителям – с такой инициативой в Госдуму РФ обратился Следственный комитет России. Если предложения СКР будут приняты, то самокаты и прочие СИМы (средства индивидуальной мобильности) приравняют к транспортным средствам, а управляющих ими людей к водителям. Кроме того, планируется допускать к управлению СИМами граждан с соответствующими правами на управление транспортным средством. Особо подчеркивается, что права будут выдаваться лицам, достигшим 16-летнего возраста.
– Учитывая растущую популярность электросамокатов и увеличение числа ДТП с их участием, предложенные меры по ужесточению требований являются вполне обоснованными. Повышение минимального возраста до 16 лет и введение специального документа на право управления СИМ может действительно способствовать снижению количества ДТП с участием несовершеннолетних, повышению ответственности пользователей, улучшению контроля за соблюдением правил, а также защите как самих пользователей, так и других участников движения, – комментирует доцент кафедры экологического, земельного и трудового права юридического института Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ), кандидат юридических наук Роман Нутрихин.
Эксперт отмечает, что в настоящее время законодательство уже содержит ряд важных ограничений для использования средств индивидуальной мобильности. Согласно действующим правилам, лица старше 14 лет могут передвигаться на СИМах весом до 35 кг со скоростью не более 25 км/ч по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. Для детей до 14 лет предусмотрен более щадящий режим передвижения – только по тротуарам и пешеходным зонам при соблюдении тех же условий по весу и скорости. При отсутствии велодорожек или тротуаров допускается движение по обочинам дорог, а при их отсутствии по краю проезжей части, но только при наличии соответствующих технических средств (тормоза, фары).
– Важно предусмотреть переходный период для адаптации существующих пользователей к новым требованиям и разработать систему обучения для получения соответствующего документа. Также необходимо обеспечить четкую правовую регламентацию новых правил и их эффективное применение на практике, – считает Роман Нутрихин.
Предложенные меры, по мнению эксперта СКФУ, могут стать важным шагом в направлении повышения безопасности дорожного движения и защиты участников транспортного потока.
Накануне депутаты Ставропольской краевой думы обсудили запрет самокатов в центральных и исторических частях городов и предложили ввести «медленные зоны» со скоростью до 10 км/ч.