Аланы были неграмотны, но их женщины носили шелка, не уступавшие по красоте дорогим материям византийских аристократок. Это благодаря тому, что по Северному Кавказу проходил Великий шелковый путь – караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в Античности и в Средние века. В первую очередь этот путь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название.
В XIII столетии полчища татаро-монголов уничтожили аланские поселения. Исследователи отмечают, что аланы на десятилетия раньше Руси приняли христианство по византийскому образцу и заложили города. Известно, что один из них назывался Магас. Спустя века современные ингуши так назовут свою столицу.
Но главными наследниками аланов считаются осетины. Не случайно Северная Осетия именуется также Аланией. В основном аланы ассимилировались с другими племенами, дав жизнь новым народам. Но до сих пор на Северном Кавказе сохранились древние аланские памятники, храмы, которые изучают археологи и историки. Предполагается, что наскальный лик Христа в Архызе – тоже напоминание о христианском аланском прошлом здешних мест.

Мавзолей в музее
В лапидарной экспозиции Ставропольского государственного музея-заповедника демонстрируется уникальный археологический памятник мирового значения – каменный монументальный погребальный мавзолей XI века. Это всемирно известный Кяфарский мавзолей. По предположениям археологов, в нем был погребен самый известный аланский царь Дургулель Великий.
Вся поверхность стен мавзолея покрыта художественными рельефами, которые рассказывают о благих деяниях царя, показывают его как защитника своей страны, народа и церкви. Изображения рисуют образ правителя, который был образцом для своих подданных. Также они повествуют о многих сторонах духовной, культурной и бытовой жизни аланов. Древний народ не оставил своей письменности, и памятник является важным носителем информации о средневековом населении Северного Кавказа. Этот мавзолей получил статус одного из культурных брендов страны, став победителем Национального конкурса.
Открытия учёного
Открытием не только для обычных читателей, но и для ученого мира стали масштабные исследовательские труды известного краеведа и археолога, кандидата исторических наук, директора Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Героя труда Ставрополья Николая Охонько.
Это две уникальные монографии. Одна из них называется «Кяфарский мавзолей аланского правителя XI века и вопросы его интерпретации», другая – «Новые смыслы Кяфарского мавзолея». Николай Анатольевич Охонько 40 лет изучает Кяфарский мавзолей и символический смысл его рельефов, открывая миру удивительные страницы духовной жизни, верований, обрядов и быта древних аланов.
На празднике «Ставропольская книга», где ему была присуждена победа в номинации «Подвижник краеведения», Николай Охонько рассказывал:
– Это уникальный памятник, раритет нашего музея, единственный на Кавказе да, пожалуй, и в Евразии – большой мавзолей аланского царя, весь покрытый изображениями, настолько монументальный и сложный, что с середины XIX века не решались приступить к расшифровке его изображений. В Карачаево-Черкесии на речке Кяфар есть городище, которое местное население назвало Кяфарским. Кяфар, Кяфир – неверный. Это мусульмане уже после XVII века увидели массу христианских памятников. И в их числе этот мавзолей. В XI веке там был центр Западной Алании. Резиденция аланского царя. Аланский царь принял христианство. И аланы приняли христианство. Около этого городища возник целый могильник аланских царей. Там их около четырнадцати. Среди них самый большой (мы с учеными считаем) принадлежал самому выдающемуся аланскому царю Дургулелю Великому.
Память о Дургулеле Великом
- Он состоял в родственных связях с византийскими императорами, грузинскими царями, абхазскими царями и вошел в мировую историю. И вот этот памятник скромно стоял, люди в него всматривались, а понять его содержание и расшифровать удалось только после того, как его оцифровали и стало возможно с помощью научных методов, изменения цвета, поверхности, увеличения, уменьшения изображения, рассмотрения под разными ракурсами точно реконструировать все рисунки. Появилось понимание всей этой изобразительной программы и всего памятника в целом, - рассказывает Н. Охонько.
- Эта тема была еще в моей дипломной работе. 40 лет я искал, через какую призму туда смотреть. Смотрю, вроде бы, эпос в основе лежит. Начинаю применять эпос, кое-что понимается. Видны элементы какого-то фольклора. Вижу какие-то личности, явно служителей культа. Там очень много зверей разных, так называемый средневековый пестиарий. Но не было системы. И при этом я видел очень мощную христианскую нагрузку.
Но в атеистическую эпоху было сложно. Я не был атеистом, но у меня не было литературы по богословию, которая могла бы рассказать, что такое крест, евхаристия, литургия, какие представления у христиан о царстве небесном. И только уже в наше время, когда вышли православная энциклопедия (67 томов, блестящее издание) и другая литература, когда я погрузился в христианское богословие, то нашел главный фокус, через который все начало пониматься. А остальное – элементы человеческой жизни: там изображены виночерпий рядом с царем, царская собака, у него был собственный певец-сказитель. Все приложилось к ядру христианскому. И стало понятно.
Это я сделал в канун юбилея 1100-летия крещения Алании, которое мы отмечали в 2022 году. Сегодня самые древние памятники христианства России находятся на Ставрополье и в Карачаево-Черкесии. В Константинопольском патриархате (Византии) был такой список митрополий: 60-е место в нем занимала Русская митрополия, а следом 61-й шла Аланская. В X веке Алания приняла христианство. В XI веке оно уже прочно утвердилось.
И храмы, которые мы сегодня видим в Архызе, Теберде, – свидетельства того расцвета христианства. Царь аланский там воцерковлялся, в эти храмы ходил. В древних рисунках показано, что он участвовал в литургиях, вел духовную битву со злыми силами и получил достойное место в царстве небесном. Вот так потомки его прославили.

Расшифровка сцены у очажного комплекса
Расшифровав древние рисунки, Николай Охонько дал возможность научному сообществу, а вместе с ним и нам узнать много не только о жизни аланского царя, но и всего аланского общества. Он приблизил к нам древнюю историю близкого народа.
И работа по расшифровке древних посланий аланов в рельефах на стенах мавзолея продолжается. На недавней 11-й неделе археологии в Ставропольском краеведческом музее Николай Охонько рассказал о новых исследованиях. Они посвящены очажному комплексу в поминальной сцене Кяфарского мавзолея.
- В концепции христианской ткани присутствуют сцены, которые могут вызывать вопросы. Это изображение кузницы на северной стене в контексте духовных мытарств души. Чаша спасения, путешествие, в конце концов душа приходит к вратам рая. И вдруг на этом пути кузница. Я выяснил, что в представлениях средневекового христианского населения загробный мир рисовался так, что там присутствовали кузнецы и кузницы, которые перековывали и переплавляли души людей, придавали им иное значение.
А вторая сцена, которая не давала мне покоя, - так называемая очажная сцена на западной стене мавзолея, где очень четко показана цепь из пяти звеньев, котел, столик, на нем голова жертвенного животного и человек, который всем этим как-то управляет. Рядом с этой сценой – персонаж, его я диагностирую как монаха. Он обращается к правителю, который уже находится в царстве небесном, и вся эта сцена является поминальной.
На Кавказе очаг имел очень высокий сакральный статус. Его даже сравнивают с домашним алтарем. Внимательное изучение этой темы привело меня к тому, что очаг присутствует и в осетинских святилищах – пещерных храмах. Они христианские. Там монахи рядом живут. И в таких пещерах находятся цепи с котлами. У осетин есть представление, что цепь очажная, а она наделялась самым высоким сакральным статусом: упала с неба, пылала голубым огнем, который не жег. Т.е. у этой цепи небесное происхождение.
Когда я трактовал сцену у западной стены, сделал акцент на птиц. В христианстве символ рая - когда две птицы у креста или у источника воды у вазы вкушают евхаристическую пищу (Евхари́стия, греч. εὐχαριστία – благодарение), это основополагающее таинство христианской Церкви, состоящее в приложении приготовленных Даров (хлеба и вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих; основной чин богослужения в христианской Церкви.
В христианстве это доведено до символа. А здесь на мавзолее это действо, которое является самобытным. Две птицы у креста. На могильнике использовался классический христианский вариант с птицами. Птицы вкушают плоды. Это образ рая. Образ причастия.
Мавзолей аланского правителя будут реставрировать
Уникальный памятник в Ставрополе планируется отреставрировать. Уже в апреле предполагается начать работы и завершить их к октябрю. Реставрация будет проведена благодаря грантовому проекту «Мавзолей аланского правителя: сохранение и возрождение рельефов» Президентского фонда культурных инициатив. Руководить реставрационными работами будут специалисты из Государственного научно-исследовательского института реставрации в Москве.
Поверхность мавзолея очистят от загрязнений, пропитают плиты антибактериальным раствором от мхов и лишайников и закрепят разрушающиеся барельефы. Пробы с поверхности покажут, был ли памятник раскрашен при создании. Посетители музейного дворика смогут наблюдать за процессом реставрации.