В честь Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма эксперт Северо-Кавказского федерального университета объяснил, почему люди с расстройством аутистического спектра – не «другие», а особенные.
Они не умеют общаться, не способны учиться и не смогут работать. Это как минимум три мифа о людях с расстройством аутистического спектра (РАС). Ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года, отмечается Всемирный день распространения информации об аутизме. Главная цель глобальной инициативы – привлечь внимание общества к проблемам людей с этим расстройством и улучшить качество их жизни через поддержку и понимание. Вот, что нужно знать каждому, кто так или иначе сталкивается с людьми с РАС.
– Часто можно слышать, что дети и взрослые люди с РАС неспособны общаться и учиться. Это большое заблуждение, – комментирует и.о. директора ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) Северо-Кавказского федерального университета Наталья Борозинец. – Дети с расстройством аутистического спектра способны обучаться (даже при тяжелых формах) и нуждаются в обучении, которое позволяет им осваивать социальные навыки, более успешно адаптироваться, а во взрослом возрасте быть самостоятельными и иметь возможность успешно трудоустроиться.
То же самое можно сказать и про общение. Потребность в общении испытывают все одинаково, подчеркивает эксперт СКФУ. Разница лишь в том, что людям с аутизмом порой бывает сложно это сделать, и вот тогда нужно искать альтернативный способ коммуникации. Люди с РАС, не пользующиеся речью, тем не менее, могут общаться при помощи карточек с изображениями, жестов или письменной речи.
Для адекватного взаимодействия с социумом таким людям с РАС требуется помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения, обучение родителей правильному взаимодействию с ними, а также просветительская работа с населением по объяснению специфики расстройства и обучению элементарным формам социального взаимодействия с такими людьми.
– У нас в СКФУ сейчас обучаются два студента с расстройством аутистического спектра. Один из них учится по специальной адаптированной программе. Мы обеспечиваем ему полное сопровождение: есть психолог РУМЦ, который оказывает необходимую поддержку. И хочу отметить, что студент справляется с учебной программой, – добавляет Наталья Борозинец.
Инклюзивное образование играет ключевую роль в интеграции детей с расстройством аутистического спектра в общество, обеспечивая им равные конституционные права на получение образования. Такой подход не только позволяет учащимся с РАС стать полноценными участниками образовательного процесса, но и способствует формированию гармоничных социальных связей, помогая как самим детям адаптироваться к обществу, так и обществу принять их, создавая тем самым более толерантную и понимающую среду для всех участников образовательного процесса.