В начале 90-х годов, когда Россия переживала радикальные экономические преобразования, промышленники Ставропольского края, как и их коллеги по всей стране, оказались в сложной ситуации. Осознав, что выживание зависит от собственных усилий, директора 24 крупнейших предприятий края объединились, создав в мае 1991 года Торгово-промышленную палату (ТПП) Ставрополья. Сегодня, спустя три десятилетия, организация стала ключевым игроком в экономике региона, помогая бизнесу адаптироваться к вызовам времени.
От выживания к процветанию: эволюция услуг
За годы работы спектр услуг ТПП Ставропольского края расширился до сотен позиций, охватывая все этапы бизнес-цикла. «Наша палата — это «единое окно» для предпринимателя. Более 90 видов экспертиз, включая материаловедческую и техническую, 30 услуг в сфере сертификации, оценка активов, бизнес-аудит и маркетинговая поддержка — всё это формирует систему акселерации для компаний любого уровня», — отмечает президент ТПП Ставрополья Борис Оболенец.
Особой популярностью пользуется сертификация гостиничного бизнеса: только за последний год более 50 отелей края подтвердили свою категорию, получив заветные «звёзды». А услуга сертификации происхождения товаров стала спасательным кругом для экспортёров всего макрорегиона СКФО.
Мост между бизнесом и властью
ТПП Ставропольского края заслужила репутацию эффективного медиатора между предпринимателями и властью. «Яркий пример — история с охранными предприятиями. Когда регион заморозил индексацию расходов на обеспечение школьной безопасности, мы инициировали обсуждение в Общественной палате, что привело к выделению дополнительных 150 млн рублей из бюджета. Такие кейсы подтверждают: наш голос слышат», — подчёркивает Борис Оболенец.
В планах — усиление роли палаты в законотворчестве. Так, ТПП активно продвигает идею принятия краевого закона о семейном бизнесе, который упростит доступ к грантам и льготам для таких предприятий.
Палата поддерживает семейный формат бизнеса и напрямую – например, в рамках конкурса «Бренд Ставрополья» ежегодно выбирают три лучшие семейные компании, которые, вместе с другими победителями получают право использовать специальный логотип — марку доверия для потребителей.
Региональный трамплин для выхода на федеральный уровень
Конкурс «Бренд Ставрополья» - лишь одна из площадок, помогающих краевым предпринимателям покорять новые вершины. Не раз производители, победившие на нем, потом завоевывали награды на федеральном конкурсе «Вкусы России».
Не менее эффективно реализуется в крае и конкурсный проект «Золотой Меркурий» — его ставропольские участники регулярно входят в топ-10 всероссийского финала, достойно конкурируя с московскими и петербургскими компаниями.
Экспортный рывок: и в Восточную Европу, и на Ближний Восток
Несмотря на санкции, ставропольские компании продолжают выходить на международные рынки, и во многом результативность этих усилий обеспечивается поддержкой Торгово-промышленной палаты Ставрополья. С ее помощью только за последний год заключены контракты на поставку сельхозтехники в Казахстан, минеральной воды — в ОАЭ, а текстиля — в Сербию.
«Наши представительства в 40 странах позволяют находить партнёров даже в нынешних условиях. Например, недавно помогли винодельческому хозяйству из Кисловодска экспортировать партию вина в Китай», — делится Борис Оболенец.
Диалог всегда эффективнее
Палата располагает действенными инструментами, способными помочь бизнесу в разрешении сложных и конфликтных ситуаций. Среди самых значимых – Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС), отделение которого открыто и действует в Ставрополе на базе палаты с 2019 года. МКАС по своей сути является альтернативой государственного арбитражного суда, решения которого имеют такую же юридическую силу, и подлежат принудительному исполнению. При этом обращение в МКАС требует меньше финансовых расходов и затрат времени, а арбитры суда отличаются высоким уровнем компетенций, позволяющим обстоятельно и детально изучить каждый спор и вынести беспристрастное и взвешенное решение.
При этом и сама Торгово-промышленная палата Ставрополья последовательно работает над развитием диалога, в том числе в межрегиональном масштабе. Неслучайно президент ТПП СК сегодня является председателем Ассоциации торгово-промышленных палат Северного Кавказа.
«В состав Северо-Кавказского федерального округа входит семь очень разных регионов, у каждого из которых свое лицо, и свои особенности. Но при этом есть и много общего, и мы на этом общем фундаменте успешно строим наше взаимодействие. Главное, что нас объединяет – понимание того, что чем успешнее каждый из субъектов СКФО, тем больше возможностей для развития будет на Северном Кавказе в целом».
Опорные точки роста: расширение сети
Чтобы быть ближе к бизнесу, палата расширяет сеть филиалов. Сегодня офисы работают в пяти городах, а к концу 2025 году откроется шестой — в Нефтекумске, что даст импульс развитию бизнес-активности на Северо-Востоке края. А там, где филиалов пока нет, действуют общественные представители. Например, в Железноводске такой представитель за год помог 20 предпринимателям оформить экспортные документы.
Важно, что членство в ТПП Ставропольского края даёт не только скидки, но и доступ к закрытым мероприятиям с профессиональным сообществом.
«Наша цель — сделать так, чтобы ни один предприниматель края не чувствовал себя одиноким перед лицом вызовов. Какой бы сложной ситуация ни была, мы придем на помощь и выступим на вашей стороне», — резюмирует Борис Оболенец.
Реклама. ТПП СК ИНН 2635004033
Фото.ТПП СК