Виталий Ряховский: «В лесу шишки собираем – вот и вся «дедовщина»

Наставник «Виктора» – о разнице между пляжным и классическим гандболом, психологии молодых, скандинавской системе и Лиге Европы

Очередным героем прямого эфира гандбольного клуба «Виктор» стал Виталий Ряховский. Он, без сомнения, входит в когорту лучших спортсменов Ставрополья. Это один из девяти воспитанных в крае мастеров международного класса по гандболу. И как большинство именитых «викторианцев», герой нашего рассказа по ходу карьеры преуспел как на паркете, так и на песке.

Наставник «Виктора» – о разнице между пляжным и классическим гандболом, психологии молодых, скандинавской системе и Лиге Европы
Виталий Ряховский. ГК "Виктор".

Достаточно сказать, что Виталий Владимирович является двукратным чемпионом Европы, серебряным призером чемпионата мира и многократным чемпионом России по пляжному гандболу. В «классике» в активе Ряховского-игрока – бронза национального первенства (в составе воронежской «Энергии»), серебро чемпионата Белоруссии и титул обладателя Кубка этой страны (в составе БГК имени Мешкова).

С 2010 года Виталий Ряховский в тандеме с Сергеем Кленовым трудится в родном клубе в качестве старшего тренера.

– Первый традиционный вопрос: как Вы пришли в гандбол?

– В детстве чем только не занимался – от картинга до вышивания. А в третьем или четвертом классе перешел в школу №22 Ставрополя, где встретился с великолепным человеком, прекрасным тренером и полным тезкой – Виталием Владимировичем Волынченко, который вел занятия в секции гандбола. Примерно через год в соседней школе №21 был организован спортивный спецкласс, которым руководил другой наш замечательный наставник и педагог Валерий Петрович Отрезов. Дальше азы профессии постигал уже под его руководством. Со временем доигрался до дубля, а затем оказался и в команде мастеров.

– Обычно переход из юношеского гандбола во взрослый – очень ответственный и сложный этап.

– У меня все прошло очень легко и органично, в чем, безусловно, огромная заслуга нашего легендарного специалиста Виктора Георгиевича Лаврова, который был в том числе великолепным психологом. Ветераны команды нам доверяли, а мы были психологически раскрепощены и готовы к дебюту на взрослом уровне.

– Многие спортсмены утверждают, что сейчас отношения в командах поменялись. Мол, раньше была «дедовщина»: молодых игроков заставляли таскать мячи, носить компот старшим товарищам и так далее. Теперь же все по-другому: юному поколению в профессиональных клубах и слова против не скажи. Вы с таким явлением сталкивались?

– Раньше действительно было жестче, многие ребята служили в армии, где и зародились так называемые неуставные отношения. Теперь же клубы и спортсмены вышли на новый уровень. Во главу угла ставится, прежде всего, личный профессионализм. Поэтому многих молодых ребят не надо подгонять, как было раньше, они сами себя контролируют и предъявляют к себе профессиональные требования.

Но в «Викторе», который всегда был большой и дружной семьей, тема «дедовщины» никогда не была актуальна. И очень многие в гандбольном мире искренне завидуют микроклимату в ставропольском коллективе. «Относись к другим так же, как хочешь, чтобы они относились к тебе» - главный принцип нашей команды.

Конечно, определенные воспитательные меры у нас есть. Скажем, я могу в дисциплинарных целях заставить молодого игрока собирать на сборе в Кисловодске шишки. Ставлю задачу – их должно быть ровно 500, не больше и не меньше. Иначе будет собирать по новой. Вот и вся наша «дедовщина».

– Главный недостаток молодых игроков – психологическая неустойчивость. Как решаете эту проблему?

– От психологии действительно зависит очень многое. Мы часто разговариваем об этом с нашей молодежью. Кто сделает этот шаг – тот быстрее заиграет, вольется в коллектив. Конечно, очень хочется, чтобы молодые ребята могли достойно подменять лидеров, выходили на площадку в ответственный момент, но далеко не все к этому готовы. Например, Саша Гроцкий на тренировках творит чудеса, но в игре пока еще теряется. Но мы в него верим – и хотим, чтобы он тоже в себя поверил. То же самое касается и Егора Кочуры, который, как я надеюсь, в следующем сезоне должен выстрелить. В этом случае на левом фланге атаки он составит достойную конкуренцию Антону Волкову и Никите Ильтинскому.

– Вы в свое время блистали как в классическом, так и в пляжном гандболе. Где сложнее играть – на песке или на паркете?

– Везде есть свои нюансы. Скажем, в пляжке за пару минут ситуация может перевернуться с ног на голову и наоборот. Фигура вратаря в этом виде спорта более значима, чем в классике. В пляжном гандболе голкипер это даже не половина, а три четверти команды.

– Вы стояли у истоков развития пляжного гандбола в России. И в первое время акробатических этюдов в игре было гораздо больше. Помимо оставшихся доныне в арсенале пляжников «воздушки» и «вертушки», также использовались кувырки вперед, кульбиты, сальто… Потом часть финтов убрали из-за сложности и травмоопасности. Это пошло на пользу игре?

– Без ложной скромности скажу, что очень многие трюки были придуманы в Ставрополе. Правила тогда были настолько «сырыми», что на первом чемпионате Европы менялись чуть ли не от матча к матчу. Но это же шоу! А значит, все, что красиво и нравится зрителям, имеет право на существование. «Двойную воздушку» уж точно надо было оставить.

– Когда элементы из пляжного гандбола применяются в классическом, это можно расценивать, как издевательство над соперником?

– Если разница в счете большая, то, конечно, выглядит это не очень красиво. Хотя всякое бывает. Помню, «Каустик», который в 2000-х был в полном порядке, нам и головой голы забивал. Еще, помню, была абсурдная ситуация в Воронеже, когда я выступал за «Энергию». Представьте – четыре секунды до финального свистка, мы ведем с минимальным перевесом в один гол, соперник в отчаянии запускает мяч со своей половины поля в направлении наших ворот, и тут наш голкипер внезапно решает эффектно сыграть затылком, но промахивается – и мяч залетает в сетку. И вместо победы мы получаем ничью. Обычно в раздевалке после матча тех, кто не забил решающий гол или не смог отразить важный бросок, партнеры поддерживают, но это был не тот случай.

– Вы работаете в паре с Сергеем Кленовым много лет, нет желания запустить «сольную карьеру»?

– У нас нет строгого деления на главного и не главного, какой-то глобальной разницы в статусе не чувствуется. Мы много лет работаем вместе, и принципиальных разногласий не возникает, поскольку у нас одинаковое видение гандбола.

– Свою состоятельность в классическом гандболе Вы вполне доказали год назад в Краснодаре. После фиаско в первой встрече четвертьфинальной серии в Буденновске, в столице Кубани нужно было одерживать над принципиальным и неудобным соперником сразу две победы. Сергей Кленов отправиться в соседний край тогда не смог, и все легло на Ваши плечи. Но Вы же справились!

– Это был командный успех. Сразу после домашнего поражения в 15 мячей мы, не впадая в панику, сели все вместе, обсудили план на предстоящие матчи. Свои толковые предложения внесли и игроки. Шансов на успех было немного, но команда добилась нужного результата, потому что мы все очень хотели реабилитироваться в глазах болельщиков. А когда все хотят добиться одного – все получается!

– Какой из матчей отметите в сезоне 2019/2020 годов?

– На выезде с «Невой». И дело здесь не только в том, что этот поединок был очень важен с турнирной точки зрения, и что мы в Санкт-Петербурге победили впервые в истории. Я получил, прежде всего, эстетическое наслаждение от игры команды.

– В нынешнем сезоне «Виктор» сильно изменился в тактическом плане. Теперь команда «по ходу пьесы» может перестроиться, поменять рисунок. Во второй части чемпионата игроки стали все чаще радовать зрителей и специалистов быстрым, скандинавским гандболом. Почему решили отдать предпочтение этой игровой модели?

– Новые тенденции задали чемпионаты мира и Европы, мы стараемся использовать свежие международные ноу-хау. И сейчас мы, например, много забиваем быстрых мячей в одно-два касания после розыгрыша с центра. Эта схема оказалась состоятельной, будем ее развивать и доводить до автоматизма.

– Совсем скоро «Виктору» предстоит дебютировать в престижном международном турнире – Лиге Европы. Готов ставропольский клуб соперничать с лучшими коллективами Старого Света?

– Мяч круглый, ворота квадратные, так что все может быть. Помню, когда я играл в Воронеже, «Энергия» в четвертьфинале Кубка ЕГФ вышла на знаменитый «Фленсбург», за который в свое время, кстати, выступал наш прославленный олимпийский чемпион Игорь Лавров. На своей площадке нам удалось сыграть с, казалось бы, непобедимыми немцами вничью. Это была настоящая сенсация! Правда, в Германии мы уступили мячей девять – и выбыли из дальнейшей борьбы.

Хочу также напомнить, что лет шесть-семь назад, когда «Виктор» боролся за выживание в суперлиге, никто даже представить не мог, что мы скоро завоюем медали в России и будем выступать на международной арене. Для нас Лига Европы – это новый вызов. Мы ребятам говорим: готовьтесь, стремитесь, отдавайтесь игре – и все придет. Надеюсь, и болельщики нам помогут. Без них мы – никто. Мы особенно сильно ощутили поддержку наших преданных поклонников в последние годы – после переезда в Буденновск. Я не хочу сказать, что за нас в невинномысском «Олимпе» плохо болели, но с «Лукоморьем» не сравнить. Болельщиков стало больше, они объединились, и теперь мы все – один коллектив, делаем общее дело. Одно звено выпадет – и уже не будет такого праздника, какой дарит нам каждая домашняя игра в «Лукоморье».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру