О том, как определиться с профессией уже в семь лет, почему нельзя верить джентльменским соглашениям и какой литературный план поставил себе герой нашего рассказа на этот год, он рассказал в первом интервью в статусе игрока «Динамо».
– Антон, как начался ваш футбольный путь?
– Мне было семь лет, когда я открыл для себя, что такое футбол. В Японии и Корее как раз проходил чемпионат мира 2002 года, и я настолько вдохновился увиденным по телевизору, что решил попробовать свои силы в этом виде спорта. Наверное, это судьба – ведь из окон нашего дома открывался прекрасный вид на футбольное поле, и я наконец-то решился на него выйти. Мама купила мне мячик, я тем временем выяснил, где находится ближайшая секция – и отправился туда.
– Родители повлияли на ваш выбор?
– Папа и мама – экономисты, старшая сестра занимается музыкой. Так что в семье у нас людей, увлеченных спортом, как я, нет. Они в итоге просто приняли мое решение и поддерживали, как могли.
– Когда вы определились с игровым амплуа?
– Сразу же. В семь лет я был уже достаточно рослым и габаритным мальчиком, и тренер, не колеблясь, определил меня в оборону. На других позициях я больше не пробовался. Постепенно мы начали принимать участие в турнирах, играть на первенство города. Кстати, моя первая команда называлась «Динамо». А в 11 лет меня пригласили в академию «Сибири». Я попал в футбольный спецкласс: мы учились в обычной школе, а в остальное время всем классом дружно тренировались.
– Учеба не мешала футболу?
– Нет, я старался успевать и на поле, и за партой, учился хорошо, без троек. После девятого класса попал в спортинтернат в Кольцово (это пригород Новосибирска), провел там два года. Еще в интернате начал играть на КФК, а в 16 лет меня пригласили в «Сибирь-2», которая выступала в зоне «Восток» второго дивизиона.
– Как дался переход из юношеского футбола на взрослый уровень?
– Почти незаметно. Думаю, удалось достаточно быстро адаптироваться за счет физических данных – я рано возмужал и телом, и характером. Первое время, конечно, привыкал к другим, более высоким скоростям и быстрым решениям, но потом все наладилось. Кстати, в первой команде «Сибири» выступало немало воспитанников местного футбола – помимо меня, это старый новый одноклубник Илья Трунин, Леша Гладышев, Слава Ларенц. Наша школа поставляла кадры в главную команду региона исправно.
– В «Сибири» вы провели большую часть карьеры – играли за родной клуб на разных уровнях, в том числе в Футбольной национальной лиге, на протяжении более десяти лет. Почему все же покинули Новосибирск?
– Это пока самый лучший период в моей жизни, дома я всегда чувствовал себя комфортно: играл в родной команде, в родном городе, рядом с семьей, друзьями. Прошел все ступени системы клуба, дорос до главной команды, выходил на поле вместе с местными легендами: Денисом Бухряковым, Томашем Выходилом, Денисом Скороходовым и другими. Честно говоря, я никуда и не собирался уходить, но пришлось. В 2019 году клуб признали банкротом и расформировали. На его пепелище создали новую структуру, в которой ставку на местных футболистов особо не делали. Пришлось искать работу в другом месте.
– Почему решили принять предложение «Олимпа» и отправились в зону «Запад» второго дивизиона?
– Мне позвонил главный тренер Михаил Куприянов, который сейчас тренирует «Машук-КМВ». С ходу предложил контракт – без просмотра. Команда ставила задачу выхода в ФНЛ, финансирование было на соответствующем уровне. В общем, плюсов было много, и я, особо не задумываясь, поехал. Но в Подмосковье я провел всего пару матчей. Получил травму, другую, третью… Куприянова тем временем сняли, в итоге я был вынужден расторгнуть контракт – и отправился в Казахстан. Зимой в России тяжело найти команду, все более-менее укомплектованы. А в Казахстане, где играют по системе «весна – осень», с этим проще.
Меня позвали в команду «Акжайык» из Уральска, которая играла во второй по значимости казахстанской лиге. Я подписал контракт, мы плодотворно подготовились к сезону на сборах в Турции, но тут грянул коронавирус. В Казахстане был довольно жесткий карантин, начало чемпионата несколько раз переносили, в итоге за два месяца: сентябрь и октябрь, мы сыграли 12 матчей – вот и весь сезон. Я, правда, выходил практически все время в стартовом составе.
К сожалению, главную задачу – выйти в высшую лигу, команда не выполнила.
В то же время руководство клуба вроде бы осталось мной довольно, мне даже предложили продлить контракт. Мы заключили джентльменское соглашение – и я со спокойной душой уехал в Россию. Но чуть позже ситуация поменялась – в Казахстане решили расширить элитный дивизион с 12 до 14 команд, и таким образом «Акжайык» пробился в число сильнейших. Одновременно поменялась концепция руководства клуба, и я в нее уже не вписался – а джентльменское соглашение ни к чему не обязывало. Пришлось вновь искать варианты продолжения карьеры.
Я решил вернуться в Россию, но возникла еще одна серьезная проблема – необходимо было выкупить международный трансфер при переходе. И не все клубы, особенно второго дивизиона, могут ее решить.
– Но в Ставрополе смогли?
– Да, и за это я руководству «Динамо» очень благодарен. На решение о переезде на юг повлияли еще два фактора. Во-первых, я очень хорошо пообщался с главным тренером Романом Валерьевичем Удодовым, который убедил меня сделать этот шаг. Во-вторых, очень обрадовался, когда узнал, что буду играть в Ставрополе вместе с Ильей Труниным, с которым мы дружим еще со времен «Сибири». А с Максимом Яковлевым мы вместе выступали за «Олимп». Также заочно знал Илью Ионова, пересекались в ФНЛ.
Кроме того, меня приятно удивило южное гостеприимство. Буквально за день-два удалось влиться в коллектив, достаточно быстро нашел общий язык с ребятами. Команда у нас собрана хорошая, все парни – квалифицированные, опытные. Думаю, есть все шансы подняться как минимум в тройку лидеров.
– В «Динамо» достаточно серьезная конкуренция на месте центрального защитника. Не опасаетесь остаться без игровой практики?
– Конкуренция должна быть всегда, не будет ее – не будет развития. В целом мне в команде комфортно, чемпионат нравится.
– Какое впечатление от футбола в южной зоне?
– Заочно знал, что здесь любят играть в комбинационный футбол, и первые матчи это подтвердили. Так что впечатление не испортилось, интересно играть.
– Чем предпочитаете заниматься в свободное от футбола время?
– У меня много всяких-разных увлечений. Стараюсь заниматься самообразованием, сейчас самостоятельно изучаю английский язык. Люблю читать – в нынешнем году поставил себе персональный библиотечный план – прочесть сто книг.
- Что из прочитанного в последнее время произвело наибольшее впечатление?
– «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери. Эта антиутопия заставила задуматься, в каком хрупком мире мы живем.