Уроженец поселка Коммаяк Кировского округа в 11 лет перебрался в Ставрополь, где попал в группу к гуру ставропольского тренерского цеха Дмитрию Михайловичу Третьякову. Юный голеадор довольно рано заявил о себе: в 16 лет дебютировал в составе ставропольской «Электроавтоматики», а в 17 заключил первый профессиональный контракт с клубом «Кавказтрансгаз» из Рыздвяного.
Дальше в карьере героя нашего рассказа были «молодежка» казанского «Рубина», воронежский «Факел», курский «Авангард», «Армавир», нижнекамский «Нефтехимик», «Нижний Новгород», ростовский СКА, волгоградский «Ротор», раменский «Леон Сатурн» и даже казахстанский «Акжайык». Последним местом работы форварда перед возвращением в родные пенаты стал «Композит» из Павловского Посада.
Где всегда можно было найти маленького Диму? Почему ему комфортнее играть в «оттяжке»? Что больше всего удивило героя нашего рассказа во время командировки в Казахстан? Опытный нападающий с эмоциями? Об этом и многом другом Дмитрий Мичуренков рассказал «МК-Кавказ».
– Дмитрий, ты потомственный футболист. Других вариантов, кроме как пойти по семейной линии, видимо, не было?
– Я, честно говоря, никогда не видел себя вне футбола. Этим видом спорта занимались отец, дедушка, а мой двоюродный дедушка Леонид Леонидов заслуженно считается легендой ставропольского «Динамо». Неудивительно, что в детстве я на стадионе дневал и ночевал. Если же на улице было холодно – меня стоило искать в спортзале.
– Учиться успевал?
– Да, если я задерживался на стадионе, за мной приезжала на велосипеде мама и отправляла делать уроки. В целом учился хорошо, даже когда мы переехали в Ставрополь – я тогда был в пятом классе. Сначала, конечно, было тяжело: новые место, класс, команда, знакомства. Но через пару месяцев все стало нормально.
– Ездил на просмотр в большие академии?
– Нет, я не считался перспективным футболистом. В профессиональную команду попал, можно сказать, случайно. Приглянулся в контрольном матче руководству клуба «Кавказтрансгаз-2005», а потом подписал контракт.
– Тем не менее из Ставрополя ты уезжал в статусе главной надежды ставропольского футбола. Как думаешь, может, стоило повременить с отъездом в 2013 году?
– Звезды так сошлись. От знаменитого ставропольского вратаря Сергея Козко, который тогда работал в «Рубине», поступило предложение попробовать свои силы в Казани. Надо было ехать сто процентов, я об этом решении не жалею. В «Рубине» хоть и выступал за дубль, но тренировался с основным составом, которым тогда руководил Курбан Бекиевич Бердыев. Для меня это, безусловно, был шаг вперед.
– Ты поиграл во многих клубах, какой запомнился больше всего?
– О каждой команде осталась добрая память, но, наверное, с особой теплотой вспоминаю о воронежском периоде. В «Факеле» я провел целых три с половиной года, и сейчас слежу за его выступлениями в премьер-лиге. Приятно, что в городе на стадион всегда ходят очень много болельщиков.
– В каких амплуа успел себя попробовать за эти годы?
– В основном в нападении. Но, скажем, в пандемийный год, когда многие ребята в команде болели, пришлось поиграть в центре полузащиты. В Казахстане тоже пару раз сыграл в этой зоне.
– На какой позиции самому удобнее всего?
– Под нападающими. Центрфорвард практически всегда находится спиной к воротам, а для меня важно видеть цель и понимать, как ее достигнуть. Кроме того, в «оттяжке» меньше бьют, но при этом ты чаще получаешь мяч. Но тут все зависит от решений тренерского штаба – куда поставят, там и буду играть.
– Футбол в Казахстане сильно отличается от российского?
– Я бы не сказал, что есть глобальная разница. Имеются две-три команды уровня российской премьер-лиги, которые и разыгрывают медали. Превалирует быстрый силовой футбол. Вообще эта зарубежная командировка стала для меня интересным опытом, местами даже удивительным.
– Жду подробностей с нетерпением.
– Я рассчитывал, что перелеты будут не такими далекими, поскольку масштабы Казахстана поскромнее, чем России. Но оказалось, что это тоже довольно большая страна, поэтому летать приходилось и часто, и далеко.
– В одном из интервью ты сказал, что хотел бы закончить играть в Ставрополе. Тебе всего 29 лет, до заката карьеры еще играть и играть. Не рано вернулся?
– Конечно, при нашей травмоопасной профессии загадывать наперед что-то сложно. Но я полон сил и рассчитываю еще лет десять поиграть. А там посмотрим.
– У тебя есть экономическое образование. Как думаешь, оно тебе в дальнейшем пригодится?
– Не знаю, но в жизни все может произойти. Оно есть – и это хорошо. Как говорится, все в копилочку.
– Раньше были предложения от «Динамо»?
– Да, был вариант зимой, но тогда не срослось. А летом я уже твердо решил возвращаться в Ставрополь. Играть дома – такой кайф! Тем более что на стадион приходят родственники, близкие, друзья. Это вообще класс!
– Быстро освоился в коллективе?
– Очень. Я весной был травмирован и находился в Ставрополе. Ходил на матчи, общался с ребятами, так что половину команды знал. С кем не был знаком прежде – быстро познакомился, так что влился вообще великолепно.
– Как думаешь, за счет чего «Динамо» может обойти в турнирной таблице «Форте»?
– За счет коллектива. У нас подобрались хорошие ребята, так что бороться с фаворитами мы можем спокойно. Еще много матчей впереди. А «очная ставка» наших клубов станет битвой за шесть очков.
– Как борешься с эмоциями на поле?
– Раньше это было моей главной проблемой – со всеми во время матча разговаривал: с арбитрами, соперниками, партнерами. С возрастом стал более спокойным, но бывают моменты, когда не понимаешь решений судьи и пытаешься ему что-то доказать. Хотя прекрасно осознаешь, что это бесполезно. Пытаюсь совладать с эмоциями, но не всегда получается.
– Почему выбрал 19-й номер?
– У меня очень много в жизни связано с этим числом. Я родился 19-го числа, женился 19-го, сын родился тоже 19-го. Такая магия чисел.
– Твоя супруга – также спортсменка, мастер спорта как по художественной, так и по эстетической гимнастике. Это как-то помогает в семейной жизни и карьере?
– Мы познакомились с ней еще в Ставропольском училище олимпийского резерва. С тех пор вместе, прошли весь путь бок от бок. Конечно, ее спортивное прошлое помогает – она знает, когда меня нужно поддержать, а когда лучше оставить на время в покое.
– Твой сын тоже пошел по футбольным стопам?
– Как и я, он начал возиться с мячом, едва встал на ноги. Мы его отдавали в плавание, в единоборства, но гены, видимо, пальцем не задавишь – он выбрал футбол. Правда, играет пока в основном в обороне. Что будет дальше – посмотрим. Я не заставляю его заниматься футболом, но если он решит пойти по этой стезе, возражать точно не буду.
– У тебя есть увлечения, помимо футбола?
– Когда появляется свободное время, могу с друзьями поиграть в настольный или большой теннис. Но сейчас времени практически нет: началась школа – ребенка нужно отвезти, забрать и так далее.
– В одном из интервью ты сказал: «Главное в жизни – быть хорошим человеком». Что ты сейчас вкладываешь в это понятие?
– Наверное, прежде всего уважение. Сейчас, к сожалению, такой мир, в котором нет уважения. Молодежь не уступает место старшим, не придерживает дверь, чтобы пропустить женщину. Это вообще безобразие. Уважение должно быть обязательно.
– Твой Ставрополь, какой он?
– Это лучший город на Земле. Я много где играл, но всегда с радостью возвращаюсь домой. Никогда не думал, чтобы где-то остаться, жить только в Ставрополе. Я вам больше скажу: ребята футболисты, которые приезжают ко мне в гости, после знакомства с городом задумываются о том, чтобы купить здесь квартиры. Спортивная судьба у каждого из них своя. Играют в разных командах, но жить хотят в одном городе – в Ставрополе.