Взвешенный взгляд на перевод Михаила Ведерникова из СКФО на северо-запад

Вокруг нового назначения замполпреда разгорелись словесные баталии

Поводом для написания материала стала реакция окружного и калининградского медиаполя на решение о переводе заместителя полномочного представителя Президента РФ Михаила Ведерникова из Северо-Кавказского в Северо-Западное полпредство. Позиции комментирующих событие ресурсов на Северном Кавказе диаметрально разделились.

Вокруг нового назначения замполпреда разгорелись словесные баталии
Михаил Ведерников (в центре) теперь «возьмёт под крыло» Калининградскую область

Так, одни с сожалением констатируют уход Михаила Юрьевича, вспоминая его былые заслуги, другие говорят, что переехавший замполпреда ничего на своем поприще не добился. Калининградские источники выдали несколько материалов-«прогнозов», пытаясь предположить, что повлечет за собой кадровое решение.

Мы решили спокойно и без эмоций проанализировать сложившуюся ситуацию, опираясь на данные и комментарии людей, непосредственно знакомых с Михаилом Ведерниковым, дабы понять, что теперь ожидает Калининградскую область, которую он будет курировать, и что изменится во внутриполитической жизни Северного Кавказа с его уходом.

По горизонтали – вверх или вниз?

Одним из доводов «недовольного» деятельностью Ведерникова информпортала стал тезис о том, что его переход на аналогичную должность в СЗФО с функционалом по курированию одного единственного региона – очевидное понижение. Этот же источник сообщил, что уход «внутриполитического» полпреда с должности был делом времени после назначения руководителем округа Олега Белавенцева, который, якобы, привез с собой замену для Ведерникова в лице нынешнего помощника полпреда Андрея Галактионова. По мнению СМИ, Галактионов якобы и раньше занимался политическими вопросами и при переходе на Северный Кавказ сиюминутно сменил в должности начальника департамента по внутренней политике Владимира Пригорнева.

Если бы автор упомянутого материала хотя бы раз в своей творческой биографии задумался над тем, чтобы проверить выдаваемые им «факты», с удивлением бы обнаружил, что уход Владимира Пригорнева из полпредства произошел почти за год до прихода на Кавказ Олега Белавенцева. И, наверняка, его бы насторожил факт, что в составе приехавшей в Пятигорск «крымской команды» не оказалось никого из внутриполитического блока расформированного полпредства, а Андрей Галактионов на прежнем месте занимался вопросами контрольной деятельности.

Более того, наш источник из Администрации Президента сообщил, что сохранение Ведерникова на посту замполпреда по СКФО являлось прямым указанием руководства Управления Президента РФ по внутренней политике. А это уже очень примечательный факт. Ведерников появился на Северном Кавказе неслучайно, а пройдя серьезную школу в структуре «большой администрации» ещё времён Суркова и Говоруна. Михаил Ведерников из советников вырос до начальника департамента по работе с регионами Юга и Северного Кавказа, и только потом вошел в состав команды полпреда Хлопонина, в которую встроился весьма гармонично, положив начало новому периоду во внутриполитической повестке регионов округа.

Так что Ведерников не только единственный человек в статусе «заместителя», поработавший с тремя полпредами СКФО подряд, но и человек, который был на хорошем счету у руководства президентского управления по внутренней политике и при Морозове, и при Вороновой, и при Ярине. Свидетельством последнему служит факт произошедшего назначения профильным замом к Николаю Цуканову.

В современных российских реалиях Калининградская область – один из самых непростых регионов, находящихся на особом контроле как Правительства, так и Администрации Президента России. По нашему мнению, перевод туда системного чиновника Ведерникова имеет несколько предпосылок. С одной стороны, новая команда Старой площади даёт понять, что именно она управляет процессом в территории, с другой стороны, учитывая дипломатические качества нового зама, дает возможность региональным элитам, включая бывшего и действующего исполняющего обязанности губернатора, наладить конструктивный диалог, не прибегая к рычагу «репрессий».

Откуда столько желчи?

За четыре с лишним года работы на Северном Кавказе Михаил Ведерников стал инициатором ряда достаточно неожиданных для местной действительности проектов, поддержанных, в свою очередь, всеми тремя полпредами округа. Кто бы что ни говорил, но Центр современной кавказской политики с его форумами СМИ и «Архыз-XXI», другими экспертными форматами работы, появившейся затем Ассоциацией СМИ «Северного Кавказа» стали глотком свежего воздуха для регионов округа. До 2013 года не предпринималось ни единой централизованной попытки интегрировать медийные и экспертные ресурсы СКФО в нечто общее, «подружить» их между собой.

Даже «несогласные» СМИ никогда не оставались за пределами этих процессов, несмотря на весь негатив, которые они лили и продолжают лить на инициативы и деятельность аппарата полномочного представителя президента. Они всегда были в числе приглашенных, имели доступ к трибуне и микрофону, возможность стать участником того или иного проекта, получали премии, да и, в общем-то, от участия в застольях никогда не отказывались. Но по возвращению в родные редакции по новой расчехляли свои журналистские «пушки» и костерили на чем свет стоит все уровни и проявления госвласти на Северном Кавказе.

Почему они столь последовательны в своей критике? Напрашиваются очевидные ответы: во-первых, эти ресурсы в принципе не заинтересованы в позитивной повестке, их хлеб – скандал и информационная «грязь», во-вторых, их возможности за годы нахождения в округе Михаила Ведерникова ощутимо сократились, поставив некоторые из них на грань выживания.

Очевидно, что не мог настоящий государственник стать «своим» для изданий, оправдывающих терроризм, экстремистов различных мастей, клянущих правоохранительные органы, имеющих абсолютно извращённый взгляд на события в округе. Отсюда и желчь, и подтасовка фактов.

Но нужно отметить, что публичная активность бывшего северо-кавказского замполпреда – это одно, а весь невидимый пласт работы по гармонизации межнациональных, внутриконфессиональных и межэлитных отношений на столь непростом Северном Кавказе – совсем другая история. Это работа, с которой Ведерников на своей предыдущей должности справился очень хорошо. Тут, как говорится, в силу закона «внутриполитического жанра» ничего наверняка не известно, но для примера можно взять предвыборный Дагестан образца лета прошлого года. Почему не полыхнуло? Почему ушло из публичного и политического пространства региональное отделение партии «Народ против коррупции»? Или почему угрозы руководства Духовного управления мусульман Ставропольского края образца 2013 года вывести на улицы Пятигорска тысячи верующих, протестующих против запрета на строительство мечети в городе, растворились во времени и никогда не повторялись? Почему всего за полтора месяца «сдулся» взбунтовавшийся терский атаман Клименко, ещё в сентябре 2013 выдвигавший ультиматумы президенту, а в октябре подписавший заявление об отставке? А случай в «протестующем» Карамане, где Ведерников появился просто так – из ниоткуда, инкогнито, чем породил неимоверное оживление в среде сразу же узнавших его участников бессрочного пикета и неоднократных бессмысленных голодовок. И подобных примеров за эти четыре года немало.

Молодёжи Балтики явно повезло

Что касается Калининградской области, то можно предположить, что усилия нового замполпреда будут сосредоточены на консолидации региональных элит и выстраивании полноценного диалога с обществом в преддверие губернаторских выборов в сентябре. Ведерников может стать и человеком, который в практической плоскости сгладит напряжение между «старой» и «новой» управленческими командами региона. А принимая во внимание его неравнодушие к креативным идеям и инициативам подрастающего поколения, можно спрогнозировать и качественные изменения в сфере молодёжной политики области. По крайней мере, у «федерального» форума «Балтийский Артек» появится возможность подтянуться до уровня нашего окружного «Машука» (разница между ними очевидна).

Не произойдет каких-либо изменений, и уж тем более катаклизмов, и на Северном Кавказе. Вопреки нездоровому мнению о том, что Олег Белавенцев якобы выдавил Ведерникова из полпредства, всем причастным известно, что Ведерников вполне гармонично встроился в новую команду и продолжал в ней работать, несмотря на всю кадровую турбулентность, связанную с внедрением в аппарат «крымчан». В структуре полпредства продолжают трудиться его единомышленники, организованные бывшим полпредом в единый эффективный механизм. А задачи, выполняемые «внутриполитическим блоком» СКФО, всегда соответствовали, прежде всего, государственной политике и интересам жителей макрорегиона.

Поэтому отдельным «неравнодушным» комментаторам не стоило так радоваться отъезду своего «антигероя». Время «стреляющего» и нестабильного Кавказа ушло в небытие вместе с 90-ми, «Имаратом Кавказ» и ваучерной приватизацией.

Лучше других свидетельств и умозаключений о работе Михаила Ведерникова говорят люди, живущие и работающие в округе. Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, экс-глава республики Северная Осетия – Алания Таймураз Мамсуров не стал скрывать: «Мы сначала с некоторой осторожностью отнеслись к назначению Михаила Ведерникова, молодого человека, в руководство неоднозначным, многих пугающим и не до конца оформившимся на тот момент Северо-Кавказским федеральным округом. Михаилу Юрьевичу удалось по-настоящему, без конфликтов, чётко и даже оправданно жёстко проводить общероссийскую федеральную линию, направленную на укрепление стабильности как в отдельных регионах, так и на Северном Кавказе в целом. Уверен, поработать в таком пёстром, сложном регионе как наш, – бесценный опыт, которого многим не хватает. Михаил Юрьевич ни разу не позволил ни себе, ни другим огульно чернить Кавказ. Я обратил внимание, что он искренне интересовался нашими традициями. Защищал нас от всякого рода хамских и неуместных нападок, в этом проявилась и его внутренняя культура. А она воспитывается за пределами всяких федеральных округов и чиновничьих кабинетов.

Для меня, как одного их руководителей, которым довелось поработать с Михаилом Ведерниковым, есть все основания искренне поблагодарить его за проделанную работу. А для него, где бы он теперь ни работал, опыт, который он накопил именно у нас – бесценен. У него всё и везде получится. Я ему искренне этого желаю».

«Мне Михаил Ведерников запомнился тем, что, несмотря на высокий статус госслужащего, всегда отличался творческим подходом к исполнению обязанностей. Я даже не говорю о его высокой профессиональной ответственности и государственническом мышлении. Задачи, которые он ставил для себя и команды единомышленников, соответствовали не только федеральному курсу, но и насущным потребностям конкретных региональных сообществ, – делится ведущий этнополитолог СКФО, директор Центра этнополитических и исследований Пятигорского госуниверситета, доктор политических наук, профессор Майя Аствацатурова. – Михаил Юрьевич обладает очень эффективным стилем работы, характерным для по-настоящему современных управленцев. Ему присущи целесообразность, ясность, логичность, стремление к критической оценке достигнутых результатов. В нашем очень дифференцированном полиэтничном северокавказском сообществе Ведерников сумел приобрести безусловный общественный авторитет не только в силу уважительного отношения к социальным реалиям и нормам, но и в силу его последовательной патриотической позиции, гражданской принципиальности».

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт с надеждой просит Михаилу Ведерникову сил от Господа на новом месте служения нашему Отечеству. «С благодарностью Богу свидетельствую, что труды Михаила Юрьевича на Благословенном Кавказе дали добрые плоды и в создании нового образа нашей малой Родины, и в развитии государственно-церковных отношений в нашей епархии. Слава Богу, что теперь у Кавказа и нашей епархии есть такой добрый и отзывчивый друг!», – напутствовал его Владыка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру