Сергей Никитин: «Живите по закону – и проблем с УФАС не будет»

Ставропольские антимонопольщики ставят барьер недобросовестной конкуренции

5 апреля 2017 в 10:30, просмотров: 1178

Большой общественный резонанс на Ставрополье вызвало нашумевшее «аптечное дело». Напомним, что краснодарская торговая сеть, зарекомендовавшая себя в новом регионе не самым лучшим образом, подверглась атаке со стороны Ставропольского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС). Причем впоследствии ставропольским опытом борьбы с нечистыми на руку варягами воспользовались как в других регионах Северного Кавказа, так и во многих отдаленных регионах России.

Сергей Никитин: «Живите по закону – и проблем с УФАС не будет»
Сергей Никитин.

За что в крае так невзлюбили «кубанских аптекарей», как избежать рекламных неприятностей средствам массовой информации, почему в регионе стихли разговоры по поводу нефтяных сговоров и о многом другом нашему изданию рассказал руководитель Ставропольского УФАС России Сергей Никитин.

Демпинг – это не к добру

- Сергей Иванович, жители края взбудоражены «аптечным делом». Кто-то клеймит на чем свет стоит УФАС, которое вступило в схватку с ООО «Апрель Кавказ», усмотрев в его действиях признаки нарушения антимонопольного законодательства. Кто-то, напротив, настаивает на том, что «варяги» разрушают краевую экономику. Из-за чего весь сыр-бор?

- Началось все с того, что к нам поступило достаточно большое количество обращений как от предпринимателей, так и от органов власти края: в частности, от депутатов Думы Ставрополья, по поводу недобросовестной конкуренции. Вопросом заинтересовался и губернатор края Владимир Владимиров. Дело в том, что на территорию края зашла краснодарская сеть «Аптечный склад», которая реализует лекарственные препараты (как минимум 90 процентов ассортимента) по ценам ниже оптового рынка. Но даже не специалисту понятно, что в убыток себе торговать никто не будет. У нас эти демпинговые процессы в исполнении ООО «Апрель» и ООО «Апрель Кавказ» вызвали беспокойство.

В то же время «бросовые» цены привлекли большую часть населения, которое «проголосовало рублем». А вот для местного малого бизнеса исход клиентов сложился печально. По информации Уполномоченного по защите прав предпринимателей в крае Кирилла Кузьмина, по этой причине в прошлом году на Ставрополье разорились более 200 аптек.

Дополнительным способом привлечения людей стало использование ООО «Апрель» и ООО «Апрель Кавказ» словосочетания «Аптечный склад», которое вводит потребителей в заблуждение по поводу возможности аптеки. По мнению любого обывателя, склад – это место, где как «в Греции, все есть». Однако выяснилось, что это далеко не так, а деятельность компании подпадает под нарушение закона «О защите конкуренции».

Мы запросили в Краснодаре, где зарегистрированы ООО «Апрель» и ООО «Апрель Кавказ», соответствующие данные. Выяснилось, что закупки они осуществляют не у производителей (хотя потребителей убеждают именно в этом), а у оптовых перепродавцов.

В итоге мы оформили два предупреждения. Одно – о необходимости убрать из названия слова «склад» (чтобы не вводить заблуждение потребителей и конкурентов). Второе – о недопущении искусственного занижения цен. Однако, получив наши предупреждения, общество не только не исполнило предписания, но, в свою очередь, развернуло агрессивную кампанию, которая, на мой взгляд, однозначно характеризует компанию, как недобросовестную – она пыталась дискредитировать наши действия. При реализации товаров в магазинах покупателям начали вручать памятки, в которых говорится, что УФАС требует повысить цены до уровня других аптек. Здесь же приводятся контакты для жалоб: телефона доверия губернатора края, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, и, конечно, наши.

Необходимо отметить, что для рядового обывателя, не знакомого с реальной ситуацией и обстоятельствами дела, данная информация может показаться очень даже правдоподобной. И, естественно, мы получили шквал истерических жалоб. Однако на попытки дискредитировать нашу работу мы отвечаем фактами, подтверждающими неправомерность работы общества.

О том, что мы на правильном пути, говорит и тот факт, что деятельностью «Аптечного склада» заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба, куда мы отправили материалы по вопросам ценообразования, поскольку эта сеть работает в 43 субъектах страны. В ближайшее время данный вопрос будет рассмотрен на Президиуме ФАС России и даны рекомендации дальнейших действий.

- Ставропольское дело вызвало общероссийский резонанс?

- Именно так. Действия в отношении группы лиц сети «Апрель» производятся практически по всей стране. К сожалению, наш прогноз по поводу того, что конечная цель – захват ставропольского рынка, подтверждается. В других регионах события развивались по той же самой схеме. Сначала на рынок заходил «Апрель», а затем – «Аптечный склад». «Апрель» начинал повышать цены, а «Аптечный склад» продолжал демпинговать. Количество этих аптек в крае составляет уже 84, причем действуют они по принципу «дверь в дверь» - открываются в «раскрученных» местах рядом с другими аптеками.

Должен отметить, что постепенно изменилась и интонация обращений потребителей. Теперь люди все чаще спрашивают: «Почему вы так медленно действуете? Нужно с этими варягами поступать жестче!». Многие ставропольцы убедились, что новая сеть – не панацея от всех бед. «Аптечный склад» позиционирует себя как сеть, где по рецепту можно купить все. Однако это не так – ассортимент лекарственных средств ограничен, а квалификация персонала оставляет желать лучшего. Продавцы не дают покупателям консультаций, рекомендаций, хотя обязаны это делать. В ответ на претензии потребителей говорят: «На флаконе все написано». Из чего можно сделать вывод, что эти люди не особо разбираются в вопросе. Они не провизоры, а обычные продавцы.

У нас нет сомнений, что у этой аптечной сети есть имперские намерения по захвату существующей аптечной сети на Ставрополье. Но жизнь уже заставляет их работать по общим правилам! Наши усилия привели к тому, что к проблеме привлечено внимание налоговых, лицензирующих органов, сотрудников внутренних дел.

Не идите у рекламодателя на поводу!

- Еще одно громкое дело последних дней касается тяжбы местных печатных изданий. В «Ставропольских ведомостях» сообщалось о том, что подписчиками газеты «Открытая. Для всех и каждого» являлись ГУПы, подведомственные министерству дорожного хозяйства, и учреждения, подведомственные минздраву. В свою очередь, главный редактор «Открытой» газеты обратилась с заявлением в УФАС по вопросу распространения «коммерческой тайны» печатного издания. Вы направили ряд запросов как в редакцию «Открытой» газеты, так и ее подписчикам. Удалось установить порядок охраны пресловутой «коммерческой тайны»?

- Нет. Ввиду того, что заявителем не представлено дополнительных сведений и документов, управление отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. В то же время выяснилась очень неприглядная картина для «Открытой» газеты. Мы установили, что размещенная в «Ставропольских ведомостях» информация о количестве подписчиков «Открытой» является достоверной. Как показал предварительный анализ договоров, подписчикам данного издания было невдомек, что они обладают «коммерческой тайной» предприятия, а её разглашение чревато негативными последствиями для газеты.  

Также должен отметить, что подписка на периодические печатные издания и справочную литературу не может осуществляться краевыми учреждениями, исходя исключительно из внутренних предпочтений. Правительством края утверждены правила определения нормативных затрат на обеспечение функций госорганов (включая подведомственные государственные казенные учреждения). Предварительный анализ документов, полученных в результате нашего расследования показал, что не всеми госорганами определены нормативные затраты на обеспечение своих функций, в том числе не установлены перечни периодических печатных изданий. А это, в свою очередь, является нарушением антимонопольного законодательства.

Причем большой объем корпоративной подписки приходится на организации, деятельность которых регулируется тарифами. А значит, все затраты оплачиваются из нашего с вами кармана – всех жителей края: от новорожденных до тех, кто собирается на погост. С такой ситуацией мириться нельзя. Поэтому мы сейчас готовим отношение в адрес прокуратуры, губернатора края с просьбой ужесточить требования по исполнению законодательных актов в министерствах и ведомствах, упорядочению системы. Хотя, насколько я знаю, в правительстве края это должны были сделать еще несколько лет назад. Тем более, что Владимир Владимиров, едва заступив на пост руководителя края, распорядился это сделать.

- СМИ – можно сказать, ваши регулярные «клиенты». За что чаще всего штрафуете акул пера? И как можно избежать ошибок?

- Все ошибки проистекают из-за предпринимательского направления СМИ. Это ведь тоже экономическая деятельность. Газетам, информационным агентствам, электронным СМИ надо выживать, зарабатывать, расширять сферы деятельности. Они заинтересованы в привлечении рекламодателей, которые зачастую настаивают на размещение рекламы именно в том виде, который выгоден им. Однако такая постановка вопроса чревата неприятностями.

Возьмем, к примеру, медицинские услуги, которые по закону нельзя рекламировать без указания противопоказаний, побочных эффектов. А алкоголь невозможно рекламировать без упоминания о том, что он вредит здоровью. И все же кто-то по незнанию, кто-то в надежде на «авось» пропускает в эфир, на страницы изданий такую рекламу. Но должен напомнить, что на медицинскую или алкогольную рекламу не распространяется действие правила об освобождении от административной ответственности, если нарушение совершается впервые. Так что отвечать придется по всей полноте и строгости. 

- То есть, СМИ надо, прежде всего, держаться буквы закона и не идти на поводу у рекламодателей, которые могут «подвести под монастырь»?

- Конечно. Незнание закона не освобождает от ответственности. К тому же сейчас рекламораспространителей (то есть, СМИ) обязали хранить рекламную продукцию в течение года. Если за это время кто-то пожалуется на рекламу или ее последствия, данные материалы будут использованы для привлечения виновных к ответственности. А для этого надо жить по закону – тогда и проблем с УФАС не будет.

Нефтяники играют по правилам

- Как часто суд на Ставрополье встает на сторону УФАС?

- В большинстве случаев. Хотя направлений деятельности у нас очень много – нормы антимонопольного регулирования содержат порядка сотни законов. Скажем, из примерно ста рассмотренных заявлений по рекламной практике и недобросовестной конкуренции за прошлый год не в нашу пользу было принято всего одно решение. А ведь наши дела рассматривались в инстанциях по всей стране: Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск, Рязань, Нальчик, и так далее.

При этом обжалуются практически все действия УФАС, поскольку штрафы предусмотрены существенные. Скажем, для должностных лиц – от десяти тысяч рублей, для юридических лиц – от 300 тысяч рублей. По государственным закупкам показатель составил около 18 процентов судебных решений не в нашу пользу, по антимонопольному законодательству (это самое сложное в нашем деле) – около 30 процентов. Так что есть, к чему стремиться. Четвертый год подряд получаем награды за успехи по специализации. Но это не повод для самоуспокоения.

- Несколько лет назад одной из ведущих при обсуждении деятельности УФАС была тема нефтяных сговоров. Однако сейчас это вопрос практически не поднимается (хотя бензин неизменно растет в цене). В чем причина?

- На самом деле, интерес к ситуации на рынке нефтепродуктов никогда не ослабевал. Другое дело, что на сегодняшний день нефтяные компании не дают повода для широкого обсуждения – они соблюдают правила, которые установила Федеральная антимонопольная служба. В общей сложности цена больше, чем на 8-10 процентов в год не повышается. Это в пределах нормы. Хотя, естественно, контроль ведется постоянно. Впрочем, как и по другим видам экономической деятельности.

- Можно сказать, что в УФАС работают «санитары экономики»?

- Да, конечно, раньше нас еще называли экономической прокуратурой. Мы обязаны оздоравливать, стабилизировать ситуацию. Взять все тот же случай с «Аптечным складом». Мы заботимся о законных интересах малого бизнеса Ставрополья. Принимаем меры, чтобы люди не теряли работу, чтобы шли отчисления в бюджет, чтобы экономическая ситуация на Ставрополье не «впадала в депрессию».



    Партнеры