Какие права у гражданина при рассмотрении обращения в прокуратуре?

Разъяснения прокурора Ленинского района Ставрополя

Как признают специалисты в области юриспруденции, в России недостаточно разработан механизм реализации гражданами прав и свобод, не полностью сформирована законодательная база. Это приводит к нарушению прав и свобод граждан.

В обеспечении прав и свобод человека и гражданина востребована роль прокуратуры. Поступающие в ее органы заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные соответствующей инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры РФ обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ.

Каждый россиянин, иностранец или человек, у которого нет гражданства, имеют право обратиться в прокуратуру РФ – и при этом рассчитывать на единые сроки и порядок рассмотрения своего обращения. Заявление можно подать как письменно, так и в электронном виде. Любое обращение гражданина – вне зависимости от его сути и формы, должно быть подвергнуто предварительному рассмотрению, после чего будет принято решение, и заявителя в обязательном порядке уведомят о результатах.

Существует определенный порядок и срок рассмотрения жалобы в прокуратуре. Итак, обращение в прокуратуре могут: вернуть заявителю, принять к разрешению, приобщить к схожему или более раннему обращению, оставить без разрешения или без рассмотрения, направить в другой подведомственный орган, передать на разрешение в подведомственный орган прокуратуры. О принятом решении заявителя должны обязательно уведомить.

За гражданином закрепляется право прекратить рассмотрение заявления. В этом случае оно автоматически будет прекращено – при условии, если в заявлении нет сведений, подтверждающих наличие какого-либо правонарушения. После проведенной проверки заявитель вправе ознакомиться со сведениями, относящимися к нарушению его прав и свобод, при условии, что данная возможность гражданина не противоречит законным интересам других лиц.

Так, в прокуратуру Ленинского района Ставрополя обратилась гражданка Р. по вопросу ознакомления с материалами надзорных производств по своим обращениям и по обращениям гражданки А. Согласно законодательству заявитель (либо его представитель) по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц. И если в этих документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Письменное решение о предоставлении заявителю возможности знакомиться с документами принимает прокурор или его заместитель.

Прокуратурой района направлено разъяснение заявительнице, в котором указано, что гражданка Р. вправе ознакомиться с материалами надзорного производства по своим обращениям, в связи с чем может явиться в прокуратуру Ленинского района Ставрополя по адресу: г. Ставрополь,

ул. Морозова, 1а – в любое время с понедельника (с девяти до 18 часов) по пятницу (с девяти до 16 часов 45 минут – перерыв с 13 часов до 13 часов 45 минут).

Вместе с тем согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Гражданкой А. не дано согласие на выдачу копии ее жалобы, иных приобщенных к ней документов, использование персональных данных третьим лицом. В связи с этим предоставить материалы надзорного производства гражданке Р. по обращениям гражданки А. не представляется возможным.

В заключение отметим, что у любого человека есть право обратиться в прокуратуру, если он считает, что каким-либо образом нарушили его права, или они могут пострадать в связи с определенной деятельностью прочих лиц. У прокуратуры Российской Федерации есть обязательства по отслеживанию соблюдения законности и устранению нарушений, способных привести к нарушению закона.

Рассмотрению не подлежат заявления, написанные неразборчиво, повторные, анонимные и те, по отношению к которым уже были проведены неоднократные проверки, о результатах коих заявителя уведомляли, а в новом обращении новые факты отсутствуют. Заявитель, которого по какой-либо причине не устроил результат рассмотрения заявления, имеет право записаться на личный прием и пояснить суть требований устно.

Если вынесено прокурорское представление, заявителю обязаны разъяснить, когда и где он может быть ознакомлен с результатом исполнения вердикта прокурора. В случае коллективной заявки ответ могут направить всем заявителям или тому, который указан первым. Этому гражданину потребуется довести до сведения остальных участников заявления информацию о проведенной проверке.

Жалобы, заявления и предложения граждан должны разрешаться за 15 суток с момента их поступления в прокуратуру; при необходимости проведения дополнительной проверки, истребовании документов и осуществлении проверочных мероприятий срок увеличивается до 30 суток, но не позднее. Имеется также оговорка, предусматривающая случаи, когда федеральным законом установлен другой срок – по обращениям, отвечающим требованиям УПК РФ, максимальным сроком рассмотрения жалоб является 10 суток.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 30 августа 2017

Заголовок в газете: На все про все - 15 дней

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру