Работа с большим массивом информации позволяет расчетным центрам формировать предельно детализированную картину потребления ресурсов и оплаты жилищно-коммунальных услуг, объясняет руководитель Ставропольского городского расчетного центра Светлана Фомина. Мы беседуем о практическом опыте применения цифровых технологий.
– Светлана Васильевна, СГРЦ последовательно реализует стратегию развития многоканальных коммуникаций с потребителями, и во многих отношениях его опыт показателен для Ставрополья. Такой подход оказался востребованным?
– Получилось, что мы своевременно почувствовали запрос клиентов на дистанционное взаимодействие. И еще несколько лет назад, когда личные кабинеты на сайтах и онлайн-платежи только начинали входить в обиход, СГРЦ приступил к созданию комплексной системы коммуникаций с потребителями и исполнителями жилищно-коммунальных услуг, в которую был бы «зашит» целый ряд возможностей.
В итоге всем им на сайте SGRC.RU сейчас доступны многофункциональные личные кабинеты, действует мобильное приложение АО «СГРЦ». Для удобства мы интегрировались с банковскими сервисами. Это вкупе с собственными программными продуктами и усилиями по формированию полной и актуальной информационной базы обеспечивает оперативный обмен данными о показаниях индивидуальных и общедомовых приборов учета, поступившей оплате, имеющейся задолженности, пене, о начислениях и перерасчетах платы за услуги ЖКХ.
– Какие сервисы сейчас предлагает расчетный центр ресурсоснабжающим организациям Ставрополя, управляющим компаниям, ТСЖ и потребителям их услуг?
– Логичным продолжением упомянутой мной многоканальности взаимодействия со всеми участниками процесса расчетов стал переход от моносервисной модели к мультисервисной. Абоненты – население и организации, могут через свои личные кабинеты просматривать всю историю операций по лицевым счетам, отслеживать начисления и платежи, контактировать со специалистами расчетного центра, а также дистанционно производить оплату.
Кроме того, потребители имеют возможность передавать показания индивидуальных приборов учета, видеть данные о показаниях общедомовых счетчиков. А функционал личного кабинета для юрлиц позволяет им получать отчетность за весь период обслуживания организации, в режиме реального времени просматривать сведения о задолженности и оплате граждан-потребителей услуг. Также СГРЦ старается предоставить клиентам то, что актуально для них именно в текущем времени. Например, мы оказываем услугу размещения данных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
– Проект по интеграции с ГИС ЖКХ расчетный центр реализовал посредством собственных программных решений. Как оцениваете результат?
– Работа с системой уже имеет регулярный характер. Мы обеспечиваем своим заказчикам выполнение требований закона в отношении передачи информации, касающейся расчетов, в ГИС ЖКХ с 2016 года. Они могут быть полностью освобождены от этих времязатратных и щепетильных процессов. Мы же вышли на полную автоматизацию, что позволяет не только быстро в режиме реального времени, но и правильно размещать данные о лицевых счетах, многоквартирных домах, индивидуальных и общедомовых приборах учета, начислениях и поступивших платежах.
Перед загрузкой для минимизации возможных «отклонений» системой в обязательном порядке проводим проверку данных на корректность. Затем проверяем и качество самой загрузки, чтобы в случае необходимости связаться со службами техподдержки информационной системы и устранить ошибки. Непреложным правилом для нас остается и обратная связь с клиентом- заказчиком услуг.
И кстати, сервисы СГРЦ предоставляют возможность размещения дополнительных сведений в ГИС ЖКХ – информации об электронном паспорте многоквартирного дома, о протоколах голосований, договорах на пользование общим имуществом в многоквартирном доме, договорах оказания услуг.
– СГРЦ входит в Ассоциацию региональных расчетных центров. Это дает возможность транслировать собственный опыт или, напротив, заимствовать перспективные наработки?
– Безусловно, в рамках Ассоциации расчетных центров происходит обмен положительным или, напротив, печальным опытом. Но деятельность этого объединения прежде всего направлена на представление и защиту общих профессиональных интересов ее членов, в том числе в федеральных и региональных органах власти и прочих организациях. Вместе с тем, общими усилиями ведется работа в части законодательного урегулирования вопросов, касающихся деятельности расчетных центров, а также подготовки актуальных законодательных инициатив.
По сути, расчетные центры – базис цифрового ЖКХ. Они объединяют услуги ЖКХ, расчеты и необходимые для их осуществления базы данных, соответственно могут комплексно реализовывать многие инициативы, необходимые не только потребителям и поставщикам ресурсов, но и органам власти. Потому при принятии нормативных актов позиция Ассоциации о необходимости учета специфики работы расчетных центров регулярно доводится до министерств и ведомств, включая Минстрой и Минфин РФ, ФАС, Центробанк и т.д. Также Ассоциация плотно взаимодействует с профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации РФ. Информация, необходимая для формирования общей позиции, напрямую поступает от членов Ассоциации, то есть с мест. И здесь СГРЦ — активный участник с солидным профессиональным опытом, потому нас часто привлекают к обсуждению сложных вопросов.
Так, в 2019 году по инициативе Ассоциации был организован ряд совещаний, что позволило в итоге добиться важных для отрасли решений в сфере правового регулирования. В частности, был откорректирован порядок применения контрольно-кассовой техники в сфере ЖКХ, внесены изменения в законодательство о деятельности по приему платежей граждан, установлена отсрочка применения требований одного из идентификаторов должника при взыскании задолженности через суд.