– Когда вас подчинила магия кино?
– Когда пришел в эту профессию, когда начал изучать ее в «Щуке». Но само кино мне нравится с детства. Получается, гораздо раньше, чем начал учиться.
– В горах Осетии шли съемки лирической комедии «Тэли и Толи», рассказывающей о жителях двух сел: осетинского и грузинского, которые оказались разделены государственными границами. Какого персонажа вы играли в фильме?
– Когда мне предложили сниматься в фильме, я был очень сильно возмущен – предстояло играть пастуха Валико. Но мне сказали не торопиться с выводами, а прежде почитать сценарий. Почитал и с удовольствием согласился. Это хороший персонаж, к тому же в комедийном жанре именно в кино работать еще не приходилось. Безусловно, было интересно. Мне понравилось. Могу сказать, что новая роль – другая, абсолютная противоположность тому, что довелось играть. Справился или нет – судить, естественно, зрителю, не мне.
– Заблуждение или правда, что комедийные роли играть легче драматических?
– Все индивидуально. Лично мне комедию было намного сложнее играть, нежели трагедию или мелодраму. Но в то же время, все роли очень сложные, к ним нужно подходить досконально, правильно. Чтобы сыграть правдиво, должен сам верить, в то, что делаю, иначе зритель никогда не поверит.
– В каком амплуа вам наиболее комфортно?
– Стараюсь каждую роль сделать максимально комфортной. Изучая персонаж, отхожу от сценария и придумываю ему историю, почему он сделал так, а не иначе. Каждое действие, слова должны быть оправданы. Это мое понимание.
– Получается, вы выстраиваете роль исходя из собственного о ней представления, а не из того, что предложит режиссер?
– С режиссером в любом случае обсуждаем это, если режиссеру нравится, он соглашается, если нет, идем по линии режиссера.
– Как вы решаете, сниматься в очередной картине или нет? Условия, при которых сразу согласились бы на роль, даже не взглянув на сценарий.
– Когда предлагают работу, сразу спрашиваю, кто режиссер, какой актерский состав, от этого уже могу отталкиваться.
– Вам часто приходится отказываться от ролей?
– Вы знаете, часто. Потому что сегодня зритель воспринимает нас, кавказцев, не совсем реально. Вы, наверное, понимаете, о чем идет речь. Террористы, бандиты – это вчерашний день, и создавать имидж, который не соответствует действительности, лично мне не хочется.
– На эксперименты в работе идете?
– Иду. Есть замечательные пословицы и поговорки: «Без труда не выловишь и рыбки из пруда» и «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». Я им следую. Экспериментировать всегда интересно, но стопроцентной уверенности в конечном продукте не бывает никогда.
– Есть какая-то роль, о которой жалеете, что сыграли?
– Нет. Бывает, смотрю свои прошлые работы и думаю, перемотай назад, по-другому бы сыграл. Все приходит с опытом, но ни об одной своей роли не жалею.
– Вы представитель профессии, в которой зрелище является «хлебом»: а какое зрелище вас больше привлекает?
– Хороший вопрос. Наверное, что-то необыденное. Мне нравится светлое кино, нравится жизнь в кино, динамика, такое кино, которое заставляет задуматься. На сегодняшний день могу абсолютно точно сказать студентам актерской профессии: если вы хотите учиться киношному ремеслу, смотрите советское кино. Оно очень поучительное. В советском кино всё честное, светлое, доброе. И нет ни одного проходного персонажа, даже среди второстепенных ролей.
– Какую роль считаете для себя самой значимой?
– Мой старт – «9 рота», поэтому «Пиночет». А так у меня много ролей, которые бы хотелось сыграть. С большим удовольствием. В спектаклях доводилось играть Цезаря, да и в кино его интересно сыграть. В театре разложил этот персонаж буквально на квадратные сантиметры. Копался в нем, много читал про него, он очень сильный человек. Может быть, я в жизни не такой герой, но хочется героя сыграть. Люблю Шекспира и с удовольствием бы взялся за роль Меркуцио из «Ромео и Джульетта».
– По вашему мнению, кино должно влиять на зрителя? И какой отклик вызовет «Тэли и Толи»?
– Абсолютно уверен, что кино несет информацию. Человек, который приходит в кинотеатр, должен выйти с какими-то мыслями, размышлениями, он должен чему-то научиться, к чему-то прийти, увидеть себя в каком-то моменте. А сейчас часто происходит, что зритель не находит никакой смысловой нагрузки. Вот аналогичных сценариев боюсь, при просмотре таких лент, бывает жалко потраченных денег на билет.
Могу провести параллель. Фильм «12» – один из моих любимых. Вроде, ничего сверхъестественного не происходит в кино, но смотрю и наслаждаюсь. Настолько потрясающая актерская игра, настолько потрясающий режиссерский взгляд. Я видел себя в каких-то моментах, как наверняка каждый здравомыслящий человек. Поучающее кино. Я за такое кино, я за Михалкова.
– Это правда, что свой гонорар от съемок в фильме «Тэли и Толи» вы потратили на гуманитарную помощь Донбассу?
– Да, я купил детское питание, к тому же меня поддержало правительство Северной Осетии, народ, друзья.
– В большинстве своем известные артисты выражают позицию на происходящее в Украине в социальных сетях, вы же решили проявить ее действием. Почему?
– Я следил за новостями, в ополчении есть мои знакомые, звонил, интересовался, что происходит, правдивы ли телевизионные репортажи. Решил увидеть все своими глазами, собрал гуманитарную помощь детям. Я приехал в Донбасс, чтобы хоть чем-то помочь. Когда прибыл на место и увидел людей в подвалах, понял, что сделал всё правильно. Увиденное потрясло. Если эти бедные люди не от пуль умрут, то от какой-нибудь инфекции. Трудно было на все происходящее смотреть. Не понимаю украинские власти. По их приказу травят воду, убивают людей, заживо закапывают танками... Либо они продали все американцам, и эта земля им нужна без народа, либо все сошли с ума.
– Основная идея фильма «Тэли и Толи» – политические распри, мешающие нормальному сосуществованию между народами. На фоне украинских событий тема стала еще острее…
– Абсолютно согласен. Приехав в Украину, увидел и народ, и пленных украинских военных. У меня нет к ним ненависти, я понимаю, что они обмануты, как и весь народ. Странно, как правители Украины, видевшие, что произошло с Грузией, не сделали для себя выводов. Сегодня та же история повторяется в Украине, и, к сожалению, она затянулась. Дай Бог, чтобы все скорее закончилось – это чистейший геноцид народа. Убивают женщин, детей, стариков. Я убедился, что телевидение далеко не все показывает, все гораздо хуже.
В планах у меня было привезти гуманитарную помощь, разгрузить и уехать. В первый день не смогли это сделать – вёлся прицельный огонь. Я вообще, находясь там, сделал вывод, что нацгвардия принципиально не бьет по воинским частям, а именно по мирному населению. Элементарный пример, привозим гуманитарную помощь в один населенный пункт – нас бомбят, приезжаем в другой – опять бомбежка. То есть они умышленно не позволяют оказать людям помощь.
– В начале октября у вас намечены очередные съемки, можно поинтересоваться: какие и насколько эмоционально вы готовы приступить к работе?
– 4 октября в Москве начнутся съемки в фильме «Пасечник». Это детективный сериал, идущий по каналу НТВ. Надеюсь, к тому времени удастся влиться в привычный ритм жизни.