В прошлом году услугами ставропольского аэропорта воспользовались 329 тысяч пассажиров

«Нам предписан нашим веком скоростной режим»

В современном, стремительном мире невозможно переоценить важность и необходимость такого вида транспорта, как самолеты. От них зависят судьбы, отдых и работа многих граждан нашей страны.

«Нам предписан нашим веком скоростной режим»
Аэропорт Ставрополь. Фото: пресс-служба аэропорта Ставрополь .

Девятого февраля россияне отмечают День гражданской авиации. В этот день в 1923 году в России появился воздушный флот, а первым маршрутом, по которому могли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия Москва – Нижний Новгород протяженностью 420 километров.

Накануне профессионального праздника российских авиаторов корреспондент «МК-Кавказ» беседует с генеральным директором АО «Международный аэропорт Ставрополь» Николаем Апальковым.

– Николай Алексеевич, первый вопрос банальный. Как ваш коллектив работал в прошлом году, чем можете похвалиться, на что пожаловаться?

– Год прошел для нас неплохо. Мягко говоря, я ожидал худшего результата, но получилось так, что мы даже дошли до уровня 2015 года. В прошлом году перевезли 329 тысяч пассажиров.

Очень подвела компания «Трансаэро». Она обанкротилась и ушел рейс, который всегда приносил нам доход. Пассажиры с удовольствием на нем летали. Сейчас у нас остались рейсы в Москву и Стамбул.

С турками мы угадали. До этого из Минвод только чартеры летали. Мы заключили контракт с государственной компанией «Турецкие авиалинии». Они остались даже после известных событий, связанных со сбитым российским самолетом. Правда, летают только два рейса, но мы постоянно поддерживаем контакт с представителями турецкой авиакомпании, они обещают к весне открыть третий.

– Наполняемость хорошая?

– Желательно бы побольше. Но пока турки не жалуются. В прошлом году мы сделали хороший ремонт в международном зале аэровокзала. Даже дьюти фри открыли. К сожалению, просуществовал он недолго. Поступила команда от «старших товарищей» его закрыть. У нас там сейчас буфет работает.

Отремонтировали наконец-то потолок в зале аэровокзала, утеплили зал. Дежурные сняли пальто, в которых раньше сидели.

Большая проблема с техникой. Ресурс ее на пределе. За свой счет купили новый топливозаправщик, который нам очень сильно помогает. У нас появилась хорошая машина, которая обливает самолеты противообледенительной жидкостью, и этой зимой в связи с морозами используется чуть ли не ежедневно.

Хочу сказать, что в нашей аэродромной службе работают настоящие патриоты аэропорта. Трудятся не за страх, а за совесть. Взлетно-посадочная полоса всегда в рабочем состоянии.

Вспоминаю доброе время, когда я командовал полком, главным для меня тогда была ВПП. Но там полоса была нужна была не для коммерческой деятельности, а для охраны воздушных границ нашей Родины. Дежурное звено могло в любой момент взлететь на перехват нарушителя.

– Вроде вам почти 2 млрд рублей на ее капремонт выделяли?

– Деньги выделили, но не дали. Ни в 2015-м, ни в прошлом году в связи с кризисом. Хотя мы попали в федеральную целевую программу по развитию аэропортов, и надежда получить эти деньги остается. Не в этом, так в следующем году. Большую работу в этом направлении проводит министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Игорь Васильев.

Ныне действующая полоса была построена в 1959 году. С тех пор производился только точечный или ямочный ее ремонт. После акционирования аэропорта в 2012 году акционеры выделили деньги, и мы сделали неплохой ремонт полосы, но не капитальный. Поэтому каждый год приходится выделять деньги предприятия на ее поддержание в работоспособном состоянии.

Если сделать капремонт полосы, то наш аэропорт будет способен принимать борты не при таком, как сейчас, минимуме – 800 метров, а гораздо меньше.

В прошлом году повысили зарплату работникам. Не так много, как хотелось бы, но все-таки… Стали покупать спецодежду. Сейчас на людей приятно посмотреть, они стали похожи на авиаторов.

Научились мы и с пассажирами разговаривать. Как говориться, клиент всегда прав. Хотя иногда бывает, что и пассажиры не правы. Я неоднократно присутствовал при разборках, и могу это подтвердить. Но любую жалобу стараемся рассматривать.

– Года три назад летал из Ставрополя в Салоники. Запомнилась лестница, ведущая на 2-й этаж в зал таможенного досмотра, по которой пассажиры взбирались с чемоданами. Такой порядок остался?

– К сожалению, пока остался. Но сейчас мы специально выделяем грузчиков, чтобы помогали пассажирам. Я понимаю, что это не выход. В идеале там надо ставить эскалатор, на который денег пока нет.

Морально и материально нас поддерживает и губернатор, и правительство Ставрополья. Можно обращаться по любому вопросу, но краевая власть тоже стеснена в средствах. В этом году, я думаю, мы вытянем. А на следующий, я уже проанализировал всё, нам нужна будет поддержка. Транспорт надо менять – пожарную, снегоуборочную машины и т.д.

Наша задача, чтобы аэропорт работал. Ну и самое главное – это безопасность. У меня все настроены на это. Новых работников проверяет МВД и ФСБ. Они очень нам в этом плане помогают. Работников, нашедших на входе в аэровокзал оружие, другие запрещенные к провозу предметы, мы поощряем деньгами.

– А что, были случаи?

– Находили ножи, патроны. Конечно, не всем нравится, когда просят открыть чемоданы… Еще я заостряю внимание дежурной службы на пьяных пассажирах. Особенно когда они по трапу подняться не могут и права начинают «качать». Приходится вызывать полицию.

– В прошлом году в нашем аэропорту работали «Оренбургские авиалинии». Как долго летали их самолеты?

– Вопрос, что называется, под дых. Ребята – «молодцы», такую рекламу сделали! Столько наобещали, что мы тут все обрыдались. На самолетах Л-410 и в Сочи¸ и в Геленджик, и в Анапу будем летать. Новая жизнь, региональные перевозки – это то, чего нам не хватало. Договорились, мы во всем пошли им навстречу, скидки сделали, гостиницей чуть не за бесплатно обеспечили. Потом, я смотрю, поползли вверх цены. Чтобы долететь из Ставрополя до Сочи, надо было выложить около 8 тысяч рублей за 2 часа 40 минут полета. Если кто помнит, при Советах летал АН-24 за 40 минут, билет стоил 21 рубль. Я не великий коммерсант, но вы сначала заинтересуйте людей, встаньте на ноги, а потом потихоньку, если люди пойдут, поднимайте цену. Закончилось это плачевно. Через месяц они сами ушли, и когда мы подсчитали, оказалось, они нам весьма ощутимый ущерб принесли. Месяца через два я узнал в Интернете, что «Оренбургские авиалинии» приказали долго жить.

Мы попробовали договориться с другой авиакомпанией. Нам дали ночной рейс – Боинг-737, который часа в три прилетал в Сочи. Цена была минимальной, но люди не пошли, 6 – 7 пассажиров набиралось.

Сейчас по желанию пассажиров ведем большую работу, чтобы пробить рейс на Питер. Посещал Ставрополь и генеральный директор «Армянских авиалиний». Обещал восстановить рейс на Ереван.

И еще одно. По поводу цен на билеты пассажиры часто обращаются ко мне. Это не по адресу. Цену устанавливает авиакомпания.

– Как вы оцениваете нынешнее состояние Военно-воздушных сил и их работу в Сирии?

– Моя связь с армией не прерывается. Все-таки восемь лет я был председателем Совета ветеранов Главного штаба ВВС и до сих пор являюсь его членом. В Ставрополе состою в Союзе генералов.

Впечатлен новой техникой. МиГ-35 по телевизору показали, сидел-смотрел, слезы в глазах были. Мне удалось полетать на порядочных самолетах. Вспоминаю, когда на Су-27 первый раз в небо поднялся, подумал: Господи, до чего же наш народ талантливый, такую технику делает!

Мой друг – летчик-испытатель, который МиГ-35 испытывает, говорит, что это просто чудо. Даже не верится, что он может сразу 10 целей захватить – шесть воздушных и четыре наземных – и по ним работать.

А когда я смотрю, как наши ребята работают в Сирии, меня охватывает чувство гордости. Во-первых, они приобретают там бесценный боевой опыт, во-вторых, проверяют технику, выявляют ее недостатки, которые потом устраняются. И, что немаловажно, получают психологическую подготовку.

Мы стреляли боевыми ракетами по радиоуправляемым мишеням на Каспии в заливе Кара-Богаз-Гол. Я тогда был старшим лейтенантом и было мне 23 года. Так вот, когда меня наводили на эту мишень первый раз, ноги у меня ходили ходуном, руки потели. И тут самое главное было – победить себя. А когда пустил ракету, видишь, что смог, отваливаешь от осколков и приземляешься, чувствуешь в себе уверенность. В Сирии не мишени, а реальные цели. Это и есть приобретение боевого опыта.

Слава Богу, министром обороны стал Сергей Шoйгу. Все ребята, кого я знаю, им восхищаются. Всё по-другому сейчас стало. Армия полностью поменялась. В летные училища большой конкурс. Когда я поступал, было 6 –7 человек на место, потом все ушли в коммерцию, Родину защищать некому было.

– Николай Алексеевич, сами-то еще летаете в аэроклубе?

– Летаю. Хотя клятву давал в 65 лет завязать. Мне этой клятвы хватило до тех пор, пока я не приехал на свой любимый аэродром ДОСААФ, где первый раз в жизни поднялся в воздух в 1966 году. Подъезжаю на машине, ребята-техники подходят: «Товарищ генерал, самолет к вылету готов!»

– Что бы вы хотели пожелать коллегам в связи с профессиональным праздником?

– Я 38 лет прослужил в Военно-воздушных силах и сейчас, получается, 12 лет в гражданской авиации. Конечно, отличия есть, но мне, наверное, везет – меня везде окружают прекрасные люди. Когда я вижу, что человек старается для предприятия, не только о своем кармане думает, я для него все буду делать. Всем коллегам всем людям, связанным с гражданской авиацией, желаю крепкого здоровья, удачи, семейного благополучия. И процветания нашему аэропорту.

Справка «МК-Кавказ»

Николай Алексеевич Апальков окончил Ейское высшее авиационное училище летчиков. Службу в ВВС начал лейтенантом, закончил генерал-майором. Освоил истребители МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, Су-27. Командовал авиаполком, служил в Главном штабе Военно-воздушных сил.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 8 февраля 2017

Заголовок в газете: «Нам предписан нашим веком скоростной режим»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру