Как защитить ребенка от интернет-зависимости и других виртуальных неприятностей

Советы для родителей и педагогов

Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Глобальная сеть, как и любое явление, несет в себе как положительное, так и отрицательное – «всемирная паутина» может оказывать негативное воздействие, порождать зависимость. Прежде всего – у подростков.

Советы для родителей и педагогов

Соблазны на пути к взрослости

Многообразие и неисчерпаемость ресурсов Интернета создают множество возможностей его использования человеком делают Интернет источником как потенциальной пользы, так и потенциального вреда. Интернет дает возможности поиска информации и чтения литературы, просмотра фильмов и использования различных источников новостей, совершения покупок. Помогает устанавливать контакты с интересными людьми и единомышленниками, найти старых друзей и возобновить общение. Предоставляет онлайн-услуги, в том числе образовательные, консультирует по различным вопросам.

Но при этом сеть таит в себе опасности: ее пользователь может стать жертвой агрессии и преследования, оказаться вовлеченным в деструктивную группу или жертвой мошенника, развить интернет-зависимость. В силу личностной незрелости и характерных для возрастного периода внутренних конфликтов подростки оказываются особенно уязвимыми к неблагоприятному воздействию Интернета.

– Подросток находится на пути к взрослости и решает внутреннюю задачу формирования представления о себе как самостоятельном человеке, который имеет свое мировоззрение, свои вкусы и ценности, знает, что ему нужно и для чего, – рассказывает методист Ставропольского центра психолого-педагогической помощи населению «Альгис» Т. В. Литвинова. – Пока подросток находится на полпути, он задается вопросами: «Кто я такой?», «Такой ли я человек, которого будут уважать?» Незавершенный процесс формирования идентичности приводит к череде идентификаций и контридентификаций («я такой же, как…», «я совсем не такой, как…»). Для ответа на вопрос «кто я такой?», подросток нередко ведет себя вызывающе, провоцируя окружающих, потому что для узнавания самого себя он нуждается в обратной связи.

Исходя из этого, можно понять, почему Интернет так манит именно юных. Посещая тематические сайты, вступая в группы и сообщества, подросток идентифицируется с незнакомыми людьми, персонажами в поисках своей идентичности. В социальных сетях он высказывает свои мнения, демонстрирует интересы и вкусы. Экспериментирующий подросток ищет «взрослые» интернет-ресурсы (зачастую запретные: агрессия, наркотики, порно), что может сделать пребывание для него во «всемирной паутине» рискованным.

Поиск решения внутренних конфликтов важен для подростка, но может делать его очень уязвимым. В интернет-пространстве экспериментирующего с миром и социумом ребенка поджидают опасности. Одна из них – игровая зависимость, когда виртуальный мир игры начинает «засасывать».

Подростки, общающиеся в Интернете, иногда становятся жертвами буллинга, подвергаясь с сети оскорблениям (часто критике своего внешнего вида) или совращению. Еще одна опасность в Интернете (как, впрочем, и «в реале») – попадание в опасные компании. Например, худеющие девушки ищут сообщества с соответствующими советами и оказываются в группах больных анорексией, где получают нужную им информацию: как худеть и скрывать это от окружающих.

Депрессивные подростки тоже находят друг друга в группах. Если они не чувствуют поддержки и понимания в своем ближайшем окружении, они могут искать тех, кто их поймет, в Интернете. И здесь есть риск, что ребята попадут в группу, полную рассуждений о том, что жизнь – страдание, и рассказами о самоубийстве. В группе людей со сходными переживаниями, эмоциональные состояния суммируются, достигают высокой интенсивности и могут приводить к попыткам суицида. Тем более, что низкая переносимость трудностей повседневной жизни и уход от реального общения относятся к числу характеристик зависимых, в том числе от Интернета.

«Ником» к «аватарке» – лица не увидать

Интересно такое явление, как выступление в Интернете под чужим именем или каким-нибудь «ником» (например, имя актера или супергероя), либо «аватаркой» вместо своей реальной фотографии. Причины этого могут быть разными:

– желание выглядеть более привлекательным (или интересным, загадочным), чем он сам себе кажется – здесь имеет место попытка идентифицироваться с выбранным персонажем;

– желание скрыться и вступать в контакт только с теми, кого подросток выбирает сам – таким образом, знакомые люди не могут найти его через «поиск»;

– агрессия, которая у подростков может сочетаться с собственной обидчивостью и уязвимостью: часто так называемые «тролли», которые навязчиво оскорбляют других участников интернет-групп, сами имеют страницу без информации о себе или закрытый профиль;

– поиск собственного «Я», наличие диффузной идентичности, приводят к частому изменению своего и чужого имени, фамилии, возраста, фотографии или картинки.

Другое распространенное интернет-увлечение – игры онлайн, в одиночку или с виртуальными партнерами (которых играющий иногда может не знать). Зачастую игры помогают подростку в фантазии иметь то, чего ему недостает, или пробовать то, что не удается в жизни.

Содержание интернет-ресурсов часто находит отклик во внутреннем мире подростков, в целом это нормально. О зависимости можно говорить, если подросток проводит за игрой несколько часов в день в одиночестве, если у него нет друзей, если он начинает хуже учиться, если он уходит в фантазийный мир игры, не проявляя какого-либо творчества в реальной жизни.

В таких случаях родители обычно стараются ограничить время, проводимое подростком за компьютером, и найти для него другие дела. Если зависимость уже сформировалась, подросток не может оторваться от Интернета и переключиться на другое дело, не находит себе места, нервничает.

Следует помнить: Интернет удовлетворяет важные внутренние потребности подростка. Вполне естественно, что, если проводимое им в сети время ограничили, он чувствует внутреннюю пустоту, которую пока не знает, чем заполнить. В этом случае подростку может помочь психолог. Если между ними установится доверие, то ребенок расскажет и о группах, которые для него важны, и об играх, в которые он играет. И они вместе смогут понять, почему Интернет для подростка так важен, и постепенно найти что-то помимо «паутины», что будет играть ту же роль в его жизни.

– Виртуальная реальность – неотъемлемая и важная часть жизни современного человека, и подростки – не исключение, поэтому не стоит полностью запрещать им Интернет, – говорит Т. В. Литвинова. – Гораздо важнее поддержать взрослеющего подростка в освоении им интернет-пространства и способов более зрелого использования его ресурсов при одновременной самореализации в реальном мире.

Что такое кибербуллинг и как с ним бороться

Пользование Интернетом несет в себе некоторые риски, которые можно объединить в четыре крупные группы. Первая – это контентные риски: материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы), содержащие насилие, порнографию, нецензурную лексику, пропаганду наркотических веществ и т.д. Столкнуться с ними можно везде: сайты, социальные сети, блоги, видеохостинги.

Вторая группа – коммуникационные риски, они связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры, социальные сети, форумы и т.д. Третье – электронные (кибер-) риски подразумевают возможность столкнуться с хищением персональной информации, подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке и т.д. И, наконец, потребительские риски – злоупотребление в Интернете правами потребителя.

Необходимо признать, что все виды рисков могут обладать потенциальной угрозой получения психической травмы ребенком, но наиболее опасными, с точки зрения психолога, являются контентные и коммуникационные риски, в частности, киберпреследование, или кибербуллинг. Это преследование пользователя сообщениями, изображениями, видеороликами и т.д., содержащими агрессию, сексуальные домогательства посредством различных интернет-сервисов. Также киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами, запугивание, хулиганство (интернет-троллинг), социальное бойкотирование.

– К сожалению, кибербуллинг – очень распространенное явление среди российских подростков, – отмечает педагог-психолог Краевого психологического центра Анна Левченко. – Каждый пятый ребенок может признать, что подвергался буллингу онлайн или в реальной жизни. И это беда не только России, она распространена во всем мире.

Если ребенок стал жертвой кибербуллинга, то ему очень страшно об этом рассказать взрослым. Зачастую дети считают, что старшие не сумеют решить такую проблему или не воспримут ее всерьез. Или сделают только хуже.

Кибербуллинг опасен не меньше, чем издевательства «в реале». И затрагивает эта проблема не только непосредственных участников – детей и подростков, но и взрослых, которые могут помогать своим детям в таких ситуациях, а также предот-вращать их. Многие ребята, ставшие жертвами кибербуллинга, не выдержав психологического удара, прощались с жизнью.

Если ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо сохранить свидетельства – сделать копии сообщений. Сохраняйте спокойствие – вы можете еще больше напугать ребенка своей реакцией. Не следует преуменьшать значение «виртуальной» агрессии, но и пугать также не следует: нужно дать ребенку уверенность в том, что проблему можно преодолеть. Главной задачей взрослого является эмоциональная поддержка: внимательно выслушайте ребенка и проговорите с ним ситуацию. Важно обозначить основные правила безопасного поведения и общения в Интернете. Одной беседы будет недостаточно – медийный иммунитет, как и биологический, не формируется раз и навсегда, а требует периодического обновления.

– Полностью искоренить кибербуллинг – так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно, – считает Анна Левченко. – Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов. Лучшей профилактикой интернет-рисков может стать поддержание достаточно хорошего эмоционального контакта между взрослым и ребенком, чтобы ребенок мог чувствовать себя в безопасности, делясь своими переживаниями и затруднениями.

На Ставрополье детскому суициду поставили интернет-барьер

В крае интернет-безопасности уделяется большое внимание. В частности, в рамках профилактики суицидального поведения обучающихся, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях организована работа по обучению детей навыкам информационной безопасности при пользовании всемирной сетью, проводятся лекции с родителями и педагогами для разъяснения клинических признаков суицидального поведения, порядка действий в случае выявления таких признаков.

В 2016 году на базе ГБОУ «Краевой психологический центр» открыт кризисный центр по оказанию экстренной психологической помощи детям. Организована работа мобильной бригады по психолого-педагогическому сопровождению образовательных организаций края в ситуации критического инцидента (детский суицид, попытки суицида, насилие и жестокое обращение в отношении детей).

В Центре работает детский телефон доверия с общероссийским номером 8-800-2000-122. За 2016 год на линию телефона доверия обратились 9383 детей, подростков и родителей, в том числе по вопросу суицида – 50. С января 2017 года поступило 1968 звонков, из них 16 обращений по проблеме суицида. Всем обратившимся оказана экстренная психологическая помощь.

С начала 2017 года запущен краевой крупномасштабный образовательный проект «Психологическое просвещение родителей. Первичная профилактика суицидов среди детей». В муниципальных образованиях сформированы общественные объединения правоохранительной направленности, 780 лиц совершеннолетней молодежи задействованы в работе по мониторингу социальных сетей, угрожающих жизни и здоровью детей.

На сайте министерства образования СК размещены разработанные Роскомнадзором методические рекомендации по блокировке страниц сайтов, угрожающих жизни и здоровью детей, памятки для родителей о безопасности ребенка в Интернете, обращение к родительской общественности края по вопросу вовлечения несовершеннолетних в «группы смерти», указаны телефоны горячей линии. В муниципальные образования края направлен алгоритм действий по блокировке сайтов, угрожающих психическому и физическому здоровью несовершеннолетних, разработанный специалистами ГУ МВД России по СК.

Продолжена работа по повышению профессиональной компетенции классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов в сфере профилактики рискованного поведения подростков и молодежи. Особое внимание в крае уделяется противодействию распространению синтетических наркотиков с использованием сети.

Как считают психологи, самая распространенная ошибка, которую совершают окружающие по отношению к компьютерным поклонникам, – запрет пользоваться компьютером. Просто запрещая подростку играть в компьютерные игры, мы заставляем его обороняться, и в окружающем мире он видит врагов. Человеку, которому запрещают близко подходить к компьютеру, всегда будет казаться, что именно он прав и что нет ничего лучше, чем сеть Интернета. Тем более что ребенок начинает осваивать компьютерную науку в переходном возрасте, который характеризуется тотальными изменениями в психологии ребенка, отрицании всех устоев общества. Поэтому родителям, педагогам, воспитателям следует помнить о том, что, запрещая компьютерные игры и Интернет, можно оттолкнуть человека от себя навсегда.

Мнение

Анна Толстова,медицинский психолог Ставропольской клинической специализированной психиатрической больницы №1:

– Всех детей в школе и дома учат не открывать дверь незнакомцам, не садиться в машину к чужим людям, проверяют знание Правил дорожного движения и так далее. Но никто не рассказывает им о том, как надо вести себя в Интернете, какие правила безопасности нужно соблюдать и как не стать жертвой разнообразных преступлений.

Как же защитить детей от негативного влияния Интернета? Каким образом родители могут научить детей адекватно воспринимать информационные сообщения? Одним из основных направлений в борьбе за информационную безопасность детей является просвещение родителей. По данным статистики, уровень знаний родителей о программах и модулях по защите детей от негативной информации очень и очень низкий.

Поэтому родителям стоит придерживаться следующих рекомендаций:

1. Время пребывания ребенка за компьютером должно быть фиксированным. Врачи рекомендуют находиться за компьютером не более 30-35 минут в день, если ребенку 6-7 лет, и не более 40-45 минут для детей с 8 лет и подростков.

2. Используйте надежные пароли для всех учетных записей и устройств. Также объясните ребенку, что ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать пароли даже близкому другу. Если такое произошло, необходимо сменить пароль.

3. Объясняйте ребенку, что важно советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

4. Объясняйте ребенку, что не стоит загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия. Потому что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

5. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

6. Объясняйте ребенку, что важно сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

7. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые чаще всего посещают подростки.

8. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

9. Пользуйтесь интернет-фильтрами, которые предназначены для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики детей и подростков сайтов.

Лучший способ защиты детей – правильное воспитание. Не стоит забывать, что дети перенимают модель поведения своих родителей. Все, чему вы учите своего ребенка, необходимо подкреплять собственным примером, иначе от обучения будет мало пользы. Ограничивать время пребывания ребенка за компьютером, а себе позволять сидеть за компьютером больше рекомендованного времени «потому что я взрослый и мне можно», недопустимо!

Необходимо продемонстрировать ребенку, что помимо виртуальной жизни, есть реальная, насыщенная и интересная жизнь! Стоит больше заниматься совместной деятельностью (совместное выполнение домашних обязанностей, свободное времяпрепровождение, интересы и пр.). Очень важно добиваться взаимопонимания и согласия с ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть). Помогайте ребенку решать его детские проблемы, даже если они вам кажутся пустяковыми. Он должен всегда чувствовать вашу поддержку. Научитесь слушать ребенка и принимать любые его чувства, не отрицая их.

Куда можно обратиться в Ставрополе за помощью при Интернет-зависимости:

ГБОУ «Краевой психологический центр», ул. Мира, 285, тел.: 99-23-52.

Детский телефон доверия с единым общероссийским телефонным номером, звонки бесплатны и анонимны, 8-800-2000-122.

Консультирование по вопросам зависимостей (психологи, врачи, круглосуточно, бесплатно), 8-800-200-02-00.

Кабинет онлайн-консультирования «ProPsyTeen». Для подростков, молодежи и их родителей создан кабинет on-line консультирования, где у пользователей есть возможность задать вопросы профессиональным психологам и психотерапевтам: www.propsyteen.ru.

ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница № 1» г. Ставрополь, ул. Ленина, 441. Входящие номера с голосовым меню: 8 (8652) 99-17-74.

Информационная линия 8 (8652) 56-04-74. 

Скорая «Психиатрическая помощь» (круглосуточно) 8 (8652) 56-04-75.

Памятка по безопасному использованию Интернета

Сложный пароль.

Если вы регистрируетесь на сайте, в социальной сети или в электронной почте, придумайте сложный пароль, состоящий из цифр, больших и маленьких букв и знаков. Чем сложнее пароль, тем сложнее взломать аккаунт. Помните, что ваш пароль можете знать только вы или кто-то из близких.

Личная информация.

Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям в Интернете: где живете, чем занимаетесь, не сообщайте свой номер телефона и своих близких. Эта информация может быть использована во вред.

Не забыть выйти.

При использовании чужих компьютеров или мобильных устройств не забывайте выходить из своего ящика электронной почты или профилей в социальных сетях. Иначе следующий пользователь этого устройства сможет просмотреть вашу личную информацию.

Бесплатный Wi-Fi.

При выходе в Интернет через общественную Wi-Fi сеть, не совершайте никаких покупок и оплаты, не проверяйте личную электронную почту и не передавайте конфиденциальную информацию. Злоумышленники могут похитить ваши пароли и данные.

Советы бывалых.

Всегда спрашивайте и советуйтесь с более опытными пользователями (желательно – близкими) о непонятных вещах, которые встречаете в Интернете: не знаете, какой пункт выбрать, на какую кнопку нажать, как закрыть программу или окно. Более опытные пользователи расскажут, как поступить, что можно делать, а что нет. Не бойтесь просить помощи и совета, если случайно зашли не туда или нажали не ту ссылку.

Не отправлять смс.

Если в Интернете вы решили скачать картинку, игру или мелодию, а вас просят отправить смс – не делайте этого! смс на короткие номера могут стоить несколько сотен рублей.

Осторожно, незнакомец!

Никогда не отвечайте на сообщения от незнакомцев в Интернете и не отправляйте им смс. Не все люди в Интернете являются теми, за кого себя выдают!

Защитить компьютер.

Необходимо установить систему фильтрации. Она защитит вас от потери денег и кражи паролей, а также будет блокировать большую часть рекламы, ускоряя загрузку страниц в Интернете.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 19 июля 2017

Заголовок в газете: Не пропасть во «всемирной паутине»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру