«Война застала меня юнцом»
Будущий герой Великой Отечественной войны Хажпаго Гатажоков родился в 1920 году в селении Сармаково, расположенном на берегу реки Малка. В 1927 году пошёл в Сармаковскую среднюю школу. В 1936 году поступил в сельскохозяйственный техникум в Нальчике, затем работал ветеринарным фельдшером в родном селении Сармаково. В мае 1941 года Хажпаго Гатажокова назначили первым секретарём Нагорного райкома ВЛКСМ. Но всего лишь два месяца поработал он в этой должности – началась война.
Читая собственноручно написанные Хажпаго Мазановичем проникновенные строки, поражаешься тому искреннему, неподдельному патриотизму, который прослеживается в его мыслях, с которым он прошёл всю жизнь
«Война застала меня юнцом. Мне повезло – я пережил войну, хотя всё время находился на передовом рубеже сражений и остался жив. Я часто вспоминаю тех, кого сейчас нет с нами. Они как живые проходят передо мной. Их образы хранит память сердца. Это моё поколение, мои товарищи. Вырастили и воспитали их в Саратове, на Донбассе, на Кавказе, во многих местах нашей необъятной Родины, Родины отважных и бесстрашных воинов. Я вспоминаю тех, кто не дрогнул в бою, чья юность тоже была исковеркана войной. Многие из них не вернулись к своим родным, полегли на поле брани».
Летом 1941 года Хажпаго Гатажоков ушёл в армию защищать свою Родину. «Третьего июля вручили повестку, но я уже успел написать заявление добровольца, – вспоминал Хажпаго Гатажоков. – Свято помню напутствие отца: «Пойдёшь на фронт, повоюешь, как подобает мужчине. Оправдаешь смысл и значение нашей родовой фамилии Джатэжьокъуэ (сын старинного закалённого меча). Вот тогда мы все будем гордиться тобой!».
Дорогами войны
Из военкомата его направили в Пятигорск, затем в военно-пехотное училище в городе Орджоникидзе, так тогда называлась столица Северной Осетии Владикавказ.
В начале декабря 1941 года лейтенант Хажпаго Мазанович назначается командиром роты в 346-й стрелковой дивизии, сформированной в городе Вольске Саратовской области. Дивизия была переброшена на фронт под Москву. Здесь после двух недель позиционных оборонительных боёв наши войска не только остановили бронированную армию Гудериана, но и перешли в наступление, отбросив немцев на 300 км от столицы.
В ноябре 1942 года лейтенант Гатажоков участвовал в наступлении советских войск под Сталинградом. Там заслужил первую боевую награду. В бою за деревню Большая Донщинка 24 ноября 1942 года товарищ Гатажоков первым поднял подразделение в атаку – и под ураганным огнем ворвался в деревню, где уничтожил гранатами блиндаж со станковым пулеметом и расчётом противника. За этот подвиг лейтенант Гатажоков был награжден орденом Красной Звезды.
А вот строки из нового наградного листа: «20 января 1943 г. тов. Гатажоков получил задачу от командования дивизии – выбить противника с высоты 122.9, захватив языка, и закрепиться на этой высоте. С этой задачей тов. Гатажоков справился отлично. Сам лично пошёл впереди своего подразделения на штурм высоты, его рота уничтожила до 80 солдат и офицеров противника. Взято исправных 2 станковых пулемета и 6 ручных пулеметов, много винтовок и автоматов. Задача выполнена». Приказом от 10 февраля 1943 года лейтенант Гатажоков награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
В августе-сентябре 1943 года Гатажоков в составе 51-й армии участвовал в освобождении Донбасса и города Дебальцево, в ноябре – в прорыве через Сивашский залив в Крым и захвате плацдарма на его южном берегу. С 8 апреля 1944 года, командуя 1-м стрелковым батальоном 1168-го стрелкового Краснознаменного полка 346-й стрелковой Дебальцевской дивизии, стал участником наступательной операции, завершившейся полным освобождением Крыма. Батальон Гатажокова участвовал в форсировании Сиваша и захвате плацдарма на территории Крыма. Здесь Хажпаго Гатажоков был награждён орденом Красного Знамени.
«Храбрейший комбат. Интереснейшая личность»
О том, как отважно и умело воевал Хажпаго Гатажоков, можно судить по воспоминаниям его однополчан, командиров. Вот строки из книги «Родники мужества», написанной начальником политотдела корпуса Иваном Выборных.
«Прибыв в соединение, сразу же направился к начальнику политотдела дивизии полковнику А. С. Пантюхову. Попросил сопроводить в какое-либо подразделение переднего края.
– Конечно же, сначала навестим комбата Хажпаго Гатажокова, – не задумываясь, предложил Андрей Спиридонович. – Храбрейший комбат. Интереснейшая личность. Вот, к примеру, взяли как-то ребята Гатажокова в плен группу гитлеровцев. Спрашивают у комбата: «Что делать?» Тот подумал, вздохнул: «Надо вести в тыл». А снимать с позиций людей для конвоирования ему совсем не хотелось. И так каждый человек на счету. Комбат приказывает одному из автоматчиков: «До переправы поведёте всю группу один. А чтобы не разбежались, посрезайте-ка со штанов подопечных пуговки. Пусть они руками поддерживают. Так-то вернее будет…». О распоряжении Гатажокова вскоре стало известно бойцам всего переднего края. Вот уж смеху-то было! А ведь такие моменты тоже нужны. Они снимают напряжение, воодушевляют бойцов. Он, Гатажоков, хотя и своеволен порой, но вот бойцы в нём души не чают. А это, думается, важнее».
О встрече с земляком и боях за Крым
О ярком эпизоде в период боёв за Крым, встрече с земляком, ставшим впоследствии фронтовым другом, вспоминал Хажпаго Гатажоков в канун 60-летия Победы.
«Это было 12 марта 1944 года. Ночью я передал по телефону коды подразделений нашего батальона дежурному полка. Их обозначил названиями рек Кабардино-Балкарии: Малка, Баксан, Чегем, Черек, Терек. Оказалось, что дежурил в ту ночь старший лейтенант Тауби Ошноков. Он тут же позвонил в наш батальон и спросил: «Кто ваш командир, откуда он родом?». Утром Тауби Ошноков нашёл меня. Как сейчас вижу: заходит в блиндаж высокий заправский офицер, слышу его взволнованный вопрос «Уадыгэ?», чувствую тепло его рук, заключивших меня в объятия. Тауби был храбрым воином, командование дивизии высоко ценило его умение, как командира миномётной батареи полка».
Вместе с батареей старшего лейтенанта Ошнокова батальон прошёл с боями от Сивашского плацдарма до Севастополя. В этих наступательных боях батальон участвовал в освобождении городов Симферополь и Бахчисарай. Затем вышел к огневым рубежам противника под Сапун-горой. Штурм начался 7 мая 1944 года в 7 часов утра. В результате тяжёлого кровопролитного боя опорные пункты противника были полностью разрушены, батарея захвачена. Орудия развернули в сторону контратакующих немцев, из их же пушек вели огонь по противнику. После захвата вершины Сапун-горы батальон в балке Дергачи захватил штаб немецкого полка, затем первым ворвался в Севастополь. Это было в 13 часов 9 мая 1944 года. К 16 часам батальон штурмом овладел железнодорожным вокзалом и занял Южную бухту. На крыше вокзала Гатажоков лично поднял Красное Знамя.
Несостоявшееся награждение
На следующий день после взятия Севастополя Хажпаго Гатажокова вызвали в штаб полка. Командир полка Леонид Серин сказал ему, что нужно заполнить и оформить кое-какие документы. Объяснил, что комбата представляют к званию Героя Советского Союза за штурм Сапун-горы и взятие Севастополя, в штабе его сфотографировали под знаменем полка.
Однако Звезду Героя за свой главный подвиг Хажпаго Гатажоков так и не получил. Как же так получилось? Видимо, на это повлияли события, происшедшие в Кабардино-Балкарии в марте 1944 года – выселение балкарского народа в Среднюю Азию. Об этом рассказал сам Хажпаго Мазанович в своём письме к президенту КБР В. М. Кокову.
«Находясь на переднем крае борьбы с фашистами на территории Крыма в 1944 году, я не знал, что произошло в нашей республике. Писем от родных долго не было, а когда наконец пришло письмо, половина его была затушёвана, поработала цензура. После освобождения Севастополя ко мне приехал майор СМЕРШа, который допрашивал меня почти три часа. Он спрашивал, кто я по национальности, какой национальности мои родители, где они живут, какой национальности жена, какие родственные отношения у меня с балкарцами, с какого времени воюю, как воюю и т. д. Затем он спросил меня: «Скажи правду, ты кабардинец или балкарец?». Эти слова он повторил трижды. Я ответил, что я кабардинец, а с балкарцами мы живём как братья. Затем я задал ему вопрос: «Что означает ваш допрос, зачем всё это, и кому это нужно?» Он сказал: «Наш с Вами разговор пусть останется между нами». С тем он и уехал».
Впоследствии, учитывая сложившиеся обстоятельства, Совет ветеранов 346-й дивизии в 1986 году создал инициативную группу для сбора материалов, подтверждающих, что Хажпаго Гатажоков действительно был представлен командованием 346-й дивизии для присвоения звания Героя Советского Союза в мае 1944 года за Севастопольскую операцию. Восстановлением справедливости занимался и Парламент КБР, направляя обращение в различные официальные инстанции. Но, к сожалению, это не помогло. Хажпаго Гатажоков своей главной заслуженной награды так и не получил.
И в мирное время другим подавал пример
Заканчивал войну Хажпаго Гатажоков в Прибалтике. Осенью 1944 года в Литве батальоном под его командованием занят город Тельщяй, где уничтожено до роты солдат и офицеров противника. Приказом войскам 51-й армии от 5 ноября 1944 года капитан Хажпаго Гатажоков награждается орденом Александра Невского. В дальнейшем 51-я армия участвовала в окружении крупной группировки немцев в Курляндии. Здесь и застала Хажпаго Гатажокова радостная весть о победе над фашистской Германией.
После Победы майор Гатажоков демобилизовался не сразу, до 1946 года служил в группе Советских войск в Германии. После демобилизации вернулся в родное Сармаково, вскоре его назначили председателем колхоза «Кавказ». Некогда отсталое хозяйство за короткий срок превратилось в передовое. В июне 1959 года в Москве открылась Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ). Среди 78 павильонов легендарной выставки со ста тысячами экспонатов была и Кабардино-Балкария, а в числе передовых был представлен и колхоз «Кавказ». Мастера земледелия и животноводства, а также председатель колхоза Хажпаго Гатажоков были награждены золотыми и серебряными медалями, а само хозяйство – дипломом.
Впоследствии Хажпаго Мазанович работал директором Сармаковского маслосырзавода, одного из передовых предприятий республики. За созидательный труд в мирное время к боевым наградам Хажпаго Гатажокова добавилось ещё два ордена: Трудового Красного Знамени и «Знак почёта».
В июле 1982 года односельчане избрали Хажпаго Мазановича председателем Сармаковского сельского Совета. Сделано было немало. Заложен парк Победы, в нём сооружён памятник 400 сармаковцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Проведены работы по благоустройству, озеленению селения.
Когда в республике зародилось ветеранское движение, вышедший на пенсию Хажпаго Мазанович создал первую в районе ветеранскую организацию. А самого Хажпаго Гатажокова избрали почётным жителем села Червонная Поляна, что на Луганщине, где он воевал.
С радостью встречали Хажпаго Мазановича в сармаковских школах. Затаив дыхание, слушали учащиеся рассказы боевого офицера, прошедшего многие сражения на фронтах Великой Отечественной войны. Под его руководством в средней школе №3 создаётся музей боевой славы. Пионерский отряд здесь носил имя Хажпаго Гатажокова – сармаковским ребятам было кем гордиться! На торжественных проводах юношей на воинскую службу именно Хажпаго Гатажокову доверялось право давать наказ призывникам.
Хажпаго Мазанович Гатажоков умер 19 февраля 2006 года. Но память о герое Великой Отечественной войны в Кабардино-Балкарии жива. В родном доме, где он жил в Сармаково, теперь есть музей Хажпаго Гатажокова. Здесь немало экспонатов: военная форма отважного комбата, парадный китель с боевыми наградами, фронтовые письма, фотографии, статьи о герое. Здесь часто бывают односельчане, сюда водят школьников села, приезжают гости из других районов республики. Именем Хажпаго Гатажокова названа одна из улиц в селении Сармаково. Его имя включено в энциклопедию «Лучшие люди России». В этом году 20 мая Хажпаго Мазановичу Гатажокову исполнилось бы 100 лет со дня рождения.