Довоенный водный переход из Нальчика в Москву прогремел на всю страну

Путешествие на байдарках длилось 86 дней

Когда я недавно работал над книгой по истории ДОСААФ Кабардино-Балкарии, меня очень заинтересовал один эпизод из славной истории оборонного общества республики. Оказывается, ещё до Великой Отечественной войны был проведён переход на байдарках из Нальчика в Москву. Как же это возможно – переход на байдарках из столицы кавказской автономной республики в Москву, по каким водным маршрутам? Оказывается, возможно! Тогда за этим переходом следила вся страна, о нём писали в газетах.

Путешествие на байдарках длилось 86 дней
Ещё с зимы 1936 года под руководством Маревичева студенты педагогического училища и пединститута начали мастерить байдарки, а летом на озере около села Приближного опробовали их. Фото: госархив КБР.

О том, как появилась идея перехода, о его трудностях рассказал журналисту Юрию Баранюку ещё в 70-е годы Алексей Швец, самый молодой участник легендарного перехода, заслуженный учитель Кабардино-Балкарии, отличник физической культуры, 50 лет отдавший воспитанию подрастающего поколения Кабардино-Балкарии.

В нашей книге «Без патриотизма нет героизма» мы с моим соавтором Юрием Ашиновым, бывшим председателем ДОСААФ КБР, привели фрагменты его воспоминаний. Позже я нашёл ещё кое-какие материалы об этом историческом переходе, о дальнейшей судьбе участников.

Стартовали под команду «Вперёд, орлы!»

Инициатором развития этого вида спорта в Кабардино-Балкарии стал председатель регионального комитета физкультуры и спорта Алексей Маревичев, бывший ленинградец, человек высокой культуры, с многогранными интересами. Он и сам был всесторонне развитым спортсменом. Не раз прославлял республику рекордами, был участником велопробега «Нальчик – Ленинград». 

Ещё с зимы 1936 года под руководством Маревичева студенты педагогического училища и пединститута начали мастерить байдарки, а летом на озере около села Приближного опробовали их. В августе решено было в честь 15-летия Кабардино-Балкарской области провести переход на байдарках по маршруту «Нальчик – Махачкала». Участвовало всего семь человек, и прошло всё удачно.

Год спустя возникла идея в честь 20-летия Великого Октября пройти на байдарках до Москвы. Эту мысль поддержали не только в областном комитете ОСОАВИАХИМа, но и в обкоме партии. Десять человек вошли в состав интернациональной команды. Среди них студенты: Грант Оганьянц (будущий Герой Советского Союза), Георгий Пелихов, Шис Бленаов, Жамал Чеченов, Алексей Швец, Владимир Тараканов, колхозница Маржан Шинахова, сам Алексей Маревичев и кинооператор Асланбек Каиров.

Кто же они были, эти отважные люди? Командиром похода был назначен студент пединститута Жамал Чеченов, балкарец; его кипучую энергию уже успели оценить участники предыдущего похода. Политруком избрали Георгия Пелихова, терского казака, выпускника педтехникума, он уже преподавал в Красноармейской вечерней школе. Смелый, волевой, он пользовался большим авторитетом. Уже опытным подготовленным спортсменом был армянин Грант Оганьянц. Педрабфаковцы Шис Бленаов – кабардинец, Владимир Тараканов – русский, Алексей Швец – украинец, преподаватель педтехникума Алексей Маревичев – русский, Маржан Шинахова – кабардинка, кинооператор Асланбек Каиров – осетин. Вот такая многонациональная команда отправилась в далёкий и трудный путь.

18 июля 1937 г. у моста на реке Урвань, вблизи села Новоивановское, был дан старт этому удивительному походу. Стартовали под команду: «Вперёд, орлы!», её подал первый секретарь областного комитета партии Бетал Калмыков.

И лодки заливало, и пробоины латали

На первом этапе до моря по притокам Терека – Урвани, Малке, а затем по самому Тереку, проходили до 250 км в день, но это требовало чрезвычайного напряжения сил. Этап по горным рекам был самым трудным и опасным. Подводные камни, коряги, неожиданные повороты, бешеное течение грозили байдаркам. Но через 8 дней участники перехода благополучно добрались до Каспия. Здесь им устроили горячую встречу, и после кратковременного отдыха они пустились вверх по Волге. В пути спортсменов радушнее всех принимали бакенщики. На всю жизнь остались в памяти доброта, щедрость, искренность этих простых тружеников голубых просторов. Были летние восходы и закаты. Незабываемые вечера у костра, уха из осетрины, жареная стерлядь.

Вскоре после Астрахани поднялся сильный ветер, доходивший до 10 баллов. До самого Сталинграда, куда шли целых 10 дней, ветер не утихал. Волны доходили до 1,5-2 метров, байдарки трепало, заливало водой. Алексей Швец вспоминал, как Волга дважды показала свой суровый нрав. Первый раз он сам не закрепил лодку, и её снесло. Все спали, а ему пришлось два километра догонять её. Второй раз – в районе Ярославля одна байдарка напоролась на якорь – и её тут же залило водой. Пришлось прыгать в воду, снимать лодку с якоря, вытаскивать на берег и ремонтировать.

В Сталинграде яркую встречу с общественностью города организовали руководители области, физкультуры и спорта. Отдыхали в Сталинграде два дня. Большое впечатление у всех осталось от посещения Сталинградского тракторного завода. Следующим крупным городом был Саратов. Сюда на митинг прибыл по поручению Бетала Калмыкова мастер спорта Иван Харагезян, который вручил участникам похода черкески, рубашки, брюки, сапоги, тёплые фуфайки. Они очень даже пригодились в пути.  А в городе Энгельсе, столице немцев Поволжья, прямо на берегу для байдарочников и всех встречавших соорудили длинный стол с обильным угощением.

Немало было в походе трудностей. Есть на Волге так называемая Самарская дуга, где река образовала крутой поворот. Здесь пришлось тащить байдарки на плечах целых четыре километра, чтобы сократить путь. В Ульяновске посетили музей В. И. Ленина. И снова в путь. Быт на плаву своеобразен, но постепенно становится привычным, каждый научился варить, стирать, чинить обувь, шить. Утром подъём, физзарядка, приготовление завтрака. Одни рубили и кололи дрова, другие разводили костёр, третьи готовили еду, кто-то накрывал на стол и убирал посуду. А кинооператор Асланбек Каиров снимал фильм, фиксируя на плёнке хронику многодневного похода.

Большое впечатление на всех произвели Казань, Горький, Ярославль. Впечатление от Рыбинска несколько подпортили сильный дождь и шквальный ветер, видимость была плохая, и подходили вечером к причалу под фонарём «летучая мышь».

Незабываемая встреча в Москве

И вот, наконец, канал «Москва – Волга». На календаре уже 8 октября. Пошёл снег. Три дня шли по каналу в таких трудных условиях. Северный порт столицы – Химкинский вокзал, последняя пристань участников байдарочного перехода из Кабардино-Балкарии. Позади 86 дней труднейшего пути. Пройдено 4800 километров.  

У гранитных берегов Москвы-реки для встречи спортсменов из Кабардино-Балкарии собрались тысячи трудящихся столицы. Здесь ещё на подходе отважных участников похода приветствовали физкультурники обществ «Динамо», «Спартак» «Вымпел». Все они на лодках. Получается настоящий  праздник на воде.

Пристань в красочном убранстве. Повсюду флаги, плакаты, транспаранты с приветственными словами в адрес участников перехода. Среди многолюдного потока встречающих было и 30 земляков из Кабардино-Балкарии, специально прибывших в Москву по такому случаю. В том числе секретарь обкома партии Б. Калмыков, председатель Совнаркома республики И. Черкесов.

В сопровождении флотилии гребных и моторных лодок к пристани подходят пять байдарок. Раздаётся громкое «ура», крики приветствий, с набережной несутся звуки оркестра. Первым покидает байдарку командир перехода Жамал Чеченов, за ним спускаются на берег и остальные. Все они в национальной одежде. Им аплодируют тысячи физкультурников, рабочие фабрик, заводов. Митинг вылился в демонстрацию великой дружбы народов СССР.

На трибуне Маржан Шинахова, член ОСОАВИАХИМа из колхоза им. Ворошилова. «Наша республика расположена у Главного Кавказского хребта, – сказала она. – Я горжусь, что участвую в таком трудном походе. Я, женщина, кабардинка, выдержала все трудности наравне с мужчинами».

«Приятно было видеть, с каким восторгом смотрели на неё, – вспоминал Алексей Швец, – Когда она, прямая статная, проплывала по кругу в кабардинском танце с Шисом Бленаовым».

В статье «Героический поход на байдарках по маршруту Нальчик – Москва», опубликованном в 1986 году в журнале "Катера и яхты", говорилось, что уже на следующий день московские газеты дали репортажи с такими  заголовками: «Встреча в Москве отважных спортсменов», «Из Нальчика в Москву на байдарках». Печатали портреты спортсменов в черкесках с кинжалами, с алыми лентами через плечо, на которых было крупно написано: «Байдарочный поход в XX лет Октября». Несмотря на все трудности многодневного байдарочного похода, все его участники потом самым ярким воспоминанием считали эту торжественную встречу на финише в Москве.

Отважные спортсмены и Родину храбро защищали!

Как же в дальнейшем сложились судьбы участников знаменитого перехода? Маржан Шинахова вплоть до ухода на пенсию была культпросветработником. До последних дней своей жизни преподавал Алексей Маревичев. Во время войны он работал в госпитале инструктором по лечебной физкультуре. Проявил себя и как конструктор-изобретатель новых приборов для лечения раненых методом механотерапии.

Трудными фронтовыми дорогами от родного Кавказа до Берлина прошёл известный военный кинооператор Асланбек Каиров, затем работал в «Центрнаучфильме» в Москве. Жамал Чеченов после войны возглавлял городской спорткомитет в Ессентуках. Алексей Швец работал учителем в Нальчике, Владимир Тараканов – на Украине.

К сожалению, некоторые участники перехода не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. По комсомольским путевкам Георгий Пелихов и Жамал Чеченов поступили в военно-авиационное училище. Лётчик Георгий Пелихов погиб в воздушном бою в первые дни войны в июне 1941 года. Политрук Шис Бленаов скончался в госпитале после смертельного ранения, полученного в бою.

Будущий Герой Советского Союза Грант Оганьянц, которого друзья ласково называли Рантиком, поступил в Смоленское военное училище, готовившее политработников для авиации. Но во время войны пришлось пройти переподготовку, пересесть на танк. Он стал командиром танкового взвода 71-го танкового полка 11-й гвардейской кавалерийской дивизии 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса.

В Ереване есть музей «Советская Армения в Великой Отечественной войне». В нём хранится наградной лист на Гранта Оганьянца, в котором рассказывается о подвиге офицера-танкиста. При форсировании реки Сирет в Западной Украине 24 августа 1944 г., несмотря на ожесточённый огонь противника, он вышел из танка и вплавь произвёл разведку брода, чем было обеспечено форсирование и захват плацдарма на правом берегу.

Особенно тяжелый бой танкисты Оганьянца выдержали 26 августа 1944 года. Преодолели полосу противотанковых препятствий, умелое командование Оганьянца позволило без потерь овладеть важным рубежом. Но вскоре танки остановились перед обширным минным полем, прикрытым перекрёстным огнём из многих стрелковых точек. И Грант Оганьянц под ураганным огнем вышел из танка, чтобы отыскать проход через мины. Но в этот момент рядом разорвался снаряд, его осколки смертельно ранили отважного танкиста.

За проявленный героизм, доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 г. гвардии капитану Оганьянцу Гранту Аракеловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Грант Оганьянц в городе Черновцы у Вечного огня.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 7 октября 2020

Заголовок в газете: Из Нальчика в Москву – на байдарках

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру