Конкретные способы достижения поставленной цели стали предметом обсуждения на коллегии министерства образования Ставропольского края, состоявшейся 27 сентября под руководством исполняющей обязанности министра Ставропольского края Марии Смагиной.
Не только победы
Один из самых наглядных показателей качества образования в регионе – результаты оценочных процедур, в том числе ЕГЭ и ОГЭ.
В этом смысле краю уже сейчас есть что поставить себе в заслугу – за последний год заметно улучшились результаты экзаменационных работ учеников по ряду предметов, в том числе по русскому языку, физике, информатике, географии и литературе.
Выросло и число обладателей максимального балла по итогам сдачи ЕГЭ. Если в прошлом году их по краю было всего 59, то в нынешнем уже 85. В рейтинге по количеству стобалльников Петровский и Минераловодский округа, а также Ставрополь и Пятигорск. Более того, четверо выпускников сумели набрать по сто баллов сразу по двум учебным предметам.
При этом следует отметить, что объективность проведения экзаменов не вызывает сомнений у независимых наблюдателей. Корпус общественных наблюдателей на Ставрополье составил 721 человек, причем примерно 90% из них работали непосредственно на местах, и лишь 10% - в онлайн-режиме.
Не менее значимым способом оценки качества образовательной системы края можно считать и результаты учеников по итогам всероссийской олимпиады школьников. И здесь тоже отмечен заметный позитив – в нынешнем году сразу двое юных ставропольчан вошли в число победителей заключительного этапа олимпиады по географии и ОБЖ. А еще несколько учеников краевых школ пробились в число призеров заключительного этапа олимпиады по информатике и обществознанию.
В целом перечисленные победы вполне могут считаться надежным подтверждением того, что уровень образования в крае стабильно растет. Но за успехами всегда важно видеть и проблемные стороны, а такие тоже есть. Применительно к тому же ЕГЭ специалисты отмечают, что часть ставропольских выпускников имеют определенные проблемы с функциональной грамотностью, а также глобальными компетенциями (то есть умением сочетать знания из различных областей науки и жизни), которые проявляются и в результатах экзаменов.
Чтобы решить выявленные проблемы, важно использовать уже наработанный в регионах России опыт, объединенный в целом ряде методических материалов, в том числе на базе Федерального института педагогических измерений. Не менее важна и индивидуальная работа с проблемными учениками.
- Хорошо показало себя сочетание периодического мониторинга результатов учащихся и повторения с ними тех разделов учебной программы, которые оказались усвоены хуже других. Кроме того, разумным шагом является составление индивидуальных учебных планов для ребят с учетом их уровня владения предметом. Наконец нельзя забывать и о психологической подготовке – иногда относительно низкие результаты экзамена бывают связаны с тем, что ученик переволновался, не справился с эмоциями. Чтобы такого не происходило, очень полезно проведение предварительных онлайн-тестов, которые позволяют натренировать стрессоустойчивость, умение удерживать концентрацию в сложных обстоятельствах. Мы добиваемся того, чтобы такие гибкие подходы применялись повсеместно в учебных заведениях, а их действием были охвачены все ученики, нуждающиеся в дополнительной поддержке, - отмечает и.о. министра образования Ставропольского края Мария Смагина.
Стоит отметить, что теперь возможностей в этой сфере у министерства станет больше в том числе благодаря вниманию со стороны высшего руководства края. В частности, на заседании правительства Ставрополья, состоявшемся 18 октября, губернатор Владимир Владимиров призвал коллег активизировать усилия по выравниванию качества подготовки учеников ставропольских школ к экзаменам.
- Очень хорошо, что у нас растёт средний балл по ЕГЭ, увеличивается количество стобалльников во многих городах и округах. Но если мы комплексно оцениваем качество образования, то необходимо подтянуть уровень знаний по профильным предметам: математике, физике, химии. Это наши будущие узконаправленные специалисты в целом ряде высокотехнологичных отраслей экономики. Прошу обратить на это внимание и принять необходимые меры, - подчеркнул Владимир Владимиров.
Дорожная карта для проблемных школ
С необходимостью активно работать не только с одаренными детьми, но и с теми, кому сложно усваивать весь объем школьных знаний, сегодня согласны все члены профессионального сообщества. И это логично, ведь эффективность работы образовательной системы оценивается не только по лучшим ученикам. Каждый выпускник школы позже становится членом общества, участником экономических отношений, а значит, педагогам необходимо добиваться того, чтобы вчерашний школьник был в любом случае вооружен достаточным объемом знаний и навыков, чтобы справиться с вызовами взрослой жизни.
Чтобы добиться этого, в крае три года назад была утверждена комплексная программа «Дети Ставрополья». Ресурсными источниками для нее стали несколько других стратегических документов, в том числе краевая госпрограмма «Развитие образования», а главными целевыми индикаторами – увеличение доли выпускников, успешно сдающих государственные экзамены и поступающих в краевые вузы, участвующих в краевых и федеральных олимпиадах.
Например, именно в рамках программы «Дети Ставрополья» в крае была развернута системная работа по поддержке тех учебных заведений, в которых выявляется большое количество детей, не справляющихся с нагрузкой. В нынешнем году проект охватил 128 общеобразовательных организаций, из них 95 школ с низкими результатами обучения и 33 школы, находящиеся в зоне риска снижения образовательных результатов.
Для каждой такой проблемной школы формируется дорожная карта исправления ситуации, к созданию и исполнению которой привлекают и местные власти. Среди мер, применяющихся в рамках дорожных карт, могут быть укрепление руководящего состава школы, привлечение дополнительных ресурсов по линии федеральных и региональных программ, разработка индивидуальных образовательных маршрутов для самых сложных учеников.
- Задачу подтягивания уровня образования в каждом учреждении нужно делить на две составляющие. Первая находится в зоне ответственности руководителей школ – выявление и устранение факторов риска и ресурсных дефицитов, мешающих добиваться хороших результатов. Кроме того, директора должны заботиться о том, чтобы ученики в максимальной степени вовлекались во все виды деятельности – урочную, внеурочную, в дополнительное образование, детские объединения. Вторая часть задачи лежит уже на педагогах – важно, чтобы у них была актуальная информация о затруднениях, с которыми сталкивается каждый ученик, причем не только в учебе, но и в поведении, общении со сверстниками и взрослыми. Именно эта информация позволяет своевременно принимать решения об индивидуальной поддержке ребенка и его семьи. Сейчас на повестке дня министерства – добиться того, чтобы оба эти компонента были реализованы в каждой школе края, - подчеркивает Мария Смагина.
Цифровая поддержка для учительской работы
И работа с одаренными детьми, и помощь отстающим ученикам требуют в первую очередь человеческого, личностного участия педагогов. Но в этой деятельности не обойтись и без развития современных технических ресурсов, в первую очередь цифровых. Неслучайно одним из главных драйверов развития системы образования на Ставрополье в последние годы стал региональный проект «Цифровая образовательная среда».
В этом направлении в крае ведется активная деятельность – все образовательные учреждения подключаются к высокоскоростному Интернету, проводится замена устаревшего IT-оборудования, увеличивается доля кабинетов, оснащенных автоматизированными рабочими местами учителя. Особое внимание – повышению цифровых компетенций самих педагогических работников, которое ведется в том числе на базе платформы «Сферум».
Серьезные результаты достигнуты в части создания центров «Точка роста». За год в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» в школах края были созданы 53 центра естественно-научного и технологического профилей. В ходе коллегии было особенно подчеркнуто, что сейчас стоит задача наполнить «Точки роста» полноценной живой деятельностью в рамках дополнительного образования. Предстоит внедрять в их работу самые разные активности – от уроков финансовой и цифровой грамотности до спортивных состязаний и театральных кружков.
В целом же и у участников коллегии министерства образования Ставрополья, и у всего педагогического сообщества края сегодня нет сомнений – развитие системы обучения и воспитания молодых ставропольчан идет достойными темпами, и свою долю в достижение цели, поставленной президентом, край внесет в полной мере.