Яна Дудченко: «В танце всё должно идти от души»

Хореограф ставропольской школы зимних видов спорта «Наследие» старается раскрепостить своих воспитанников и добавить им пластичности

В воскресенье, 25 июня, отметила свой день рождения хореограф Ставропольской школы зимних видов спорта Ильи Авербуха «Наследие» - умница и просто красавица Яна Дудченко.

Хореограф ставропольской школы зимних видов спорта «Наследие» старается раскрепостить своих воспитанников и добавить им пластичности
Яна Дудченко и ее воспитанницы. Фото: Ставропольская школа зимних видов спорта Ильи Авербуха «Наследие».

Хореографов можно смело назвать бойцами невидимого фронта. Их работа обычно остается за кадром, но фигуристам без профессионалов танцевального дела на льду делать нечего. Для спортсменов хореография – искусство передачи образа, сюжета или идеи под музыку с помощью пластики тела.

Красиво кататься в фигурном катании не менее важно, чем выполнять прыжки, вращения и другие акробатические этюды. Основатель школы «Наследие» Илья Авербух, который сам считается одним из лучших хореографов мира, отлично это понимает и поэтому привлекает лучших специалистов. Среди них и героиня нашего рассказа - лауреат международных и всероссийских танцевальных конкурсов.

Как из танцев попасть на лед? Правильно ли улыбаться во все зубы? Чем полезен хореограф для хоккейных вратарей? Об этом и многом другом Яна Дудченко рассказала «МК-Кавказ».

– Яна Сергеевна, насколько я понимаю, в спорт вы попали из танцев.

– Совершенно верно. Танцами я занималась с пяти лет, они сопровождают меня на протяжении всей жизни. Иногда даже против моей воли (смеется). После окончания хореографической школы в Ставрополе я решила не продолжать заниматься танцами на профессиональном уровне. Хотя танцевала постоянно, но в качестве увлечения.

Когда пришло время, поступила в техникум, где училась на техника-технолога общественного питания, а также получила профессии кондитера и повара. Затем окончила юридический факультет. А после открытия в нашем вузе эстрадного отделения получила и третье образование – хореографическое. Параллельно была солисткой народного коллектива «Театра танца «Смайл» и государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье».

В общем, как я ни пыталась пойти другими жизненными путями, дорога все равно приводила меня к танцам. Мне это с детства нравилось, причем я уже тогда представляла себя именно хореографом. Когда подросла, думала, что нужно заняться чем-то посерьезнее. Например, пробовала работать юристом. Это, конечно, очень интересно, но для меня, честно говоря, скучновато. Может, жизнь по-другому бы сложилась, если бы не было этих зигзагов судьбы. Но я не жалею ни о чем. Мне кажется, что мое призвание – работа с детьми.

– Каким образом вы оказались в школе «Наследие»?

– Как обычно в жизни бывает, все получилось случайно. Я преподаю еще в акробатической студии в Михайловске, и одна из моих подопечных занималась и акробатикой, и фигурным катанием. Однажды ее мама спросила, не хочу ли я попробовать свои силы в «Наследии», где тогда была вакантна должность хореографа. Я подумала: почему нет? Это же по пути, я все равно в Михайловск этой дорогой езжу.

Мне очень нравится работать в «Наследии». Здесь классная атмосфера, замечательный коллектив и прекрасные дети. Когда я только пришла, для меня все было в новинку, особенно лед, он до сих пор вызывает у меня восхищение. Для меня это что-то недосягаемое, ведь моя работа больше связана с залом.

– Что считаете главным в работе с детьми?

– Раскрепостить их, добавить пластичности. Они приходят очень сосредоточенными, даже малыши. А им нужно уметь расслабляться не только головой, но и телом, чувствовать музыку, движение, темп. Необходимо получать от танца удовольствие, не важно где – на льду, паркете, улице. Оценки и медали, конечно, хорошо, но я делаю акцент на другое.

Также у детей необходимо развивать эмоциональность. Мы с ними, конечно, делаем у станка растяжки, подкачки, другие элементы, но нужно еще и показать настроение танца. Все должно идти от души. Ребенок не только должен понимать, что он делает, но и получать от этого процесса удовольствие.

Нас еще в детстве в хореографической школе учили: улыбайтесь так, чтобы все ваши зубы были видны. Мне кажется, это не совсем правильно. Гримаса счастья – наследие советской школы. Мне нужно, чтобы дети погружались в то, что они делают, и могли перенести на лед то, чему научились в зале.

И, конечно, моя задача – ставить правильную технику: важны позиции рук, ног, верность выполнения элементов и так далее. Тем более что в каждом виде есть свои нюансы.

– Много среди ваших подопечных талантливых детей?

– Как везде. Кто-то более талантлив, но при этом ленив. Кому-то природа меньше дала физических данных, но наделила трудолюбием и целеустремленностью. Обычно дети с рвением, огнем в глазах достигают большего, чем вундеркинды, которым трудно постоянно преодолевать себя. Желание делает многое.

Вообще сейчас дети очень развитые, у них гораздо больше возможностей чем, допустим, у моего поколения. Просто надо брать и все это реализовывать. Я им всегда говорю: ваши родители вкладывают в вас столько сил, терпения, времени, финансов. Многие мамы даже бросают работу, вы должны быть им благодарны. Пытаюсь еще немножко и психологом побыть (смеется). Потому что некоторые дети просто не понимают, сколько у них возможностей, считают, что так и должно быть.

– У хореографии и фигурного катания много общего?

– Очень. Фигурное катание – тот же танец, только на льду. Правда, рисков в спорте больше. Лед очень коварен, это источник опасности. В танцах травмы тоже не редкость, но если все выполнять аккуратно и правильно, их количество можно свести к минимуму.

– Как считаете, фигурное катание – это больше история про спорт или про искусство?

– Мне кажется, это симбиоз. Здесь есть соревновательный момент, но есть красота, грация, вдохновение. Одного без другого не бывает.

– А с хоккеистами вы работаете?

– Вратари приходят, делаем с ними упражнения на растяжку. Голкиперам обязательно нужно готовить мышцы к резким выпадам. С одним мальчиком мы еще и танцуем, ему очень нравится. Его сестра занимается в нашей школе фигурным катанием, и у них есть парный танец – очень красивый и нежный.

– Есть разница в работе с фигуристами и хоккеистами?

– У меня подход ко всем один. Но, наверное, хоккеистам на первых порах тяжелее. Для них эти занятия непривычны, тем более когда тренер – девушка. Но буквально минут через 10-15 после начала занятий это проходит, и они уже чувствуют себя комфортно. Считаю, что мужчина должен уметь хорошо двигаться. Поэтому я не против, когда ко мне приходят хоккеисты. В целом убеждена, что коньки делают детей лучше, у них сразу осанка и чувство собственного достоинства появляются.

– Вы не только хореограф, но и молодая мама. На своего ребенка остается время?

– К сожалению, не так много. Сына отдали на футбол, но в детском саду он занимается танцами, и ему очень нравится. Я занимаюсь с ним больше подготовкой к школе: пишем, рисуем. Не давлю на него, он меня воспринимает как маму, а не как тренера. И это правильно. Мама должна быть мамой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру